12,4K подписчиков

Разбираем ВАЗ-21129: особенности, плюсы и минусы этого мотора

49K прочитали

Рассаживайтесь поудобнее, а я вновь раскладываю свои отвёртки, гаечные ключи и прочие скальпели… впрочем, чтобы препарировать очередной двигатель, можно обойтись и без последних.

Сегодня расскажу об одном из наиболее популярных в России моторов, несколько сотен тысяч которых таскают по стране такое же немалое число всем известных автомобилей, а именно ВАЗ-21129.

двигатель ВАЗ-21129, изображение с оф. сайта https://www.lada.ru/
двигатель ВАЗ-21129, изображение с оф. сайта https://www.lada.ru/

«Новым» этот мотор вряд ли можно назвать, ибо выпускается он уже седьмой год, да и сконструирован отнюдь не «с чистого листа», однако на фоне предшественников и прочей многочисленной «родни» нередко воспринимается именно таковым по сию пору.

Немного истории

По сути, ВАЗ-21129 является далёким «потомком» увидевшего свет ещё в 1984 году суперсовременного по тем временам двигателя «восьмёрки», в разработке и доводке которого принимали участие специалисты Porsche – думаю, не стоит объяснять, какой инженерный потенциал был заложен в этот агрегат первоначально?

Однако на протяжении многих лет в семействе «2108» не было ни 16-клапанных версий, ни мотора с объёмом более 1,5 литра, ни инжекторной системы питания.

карбюраторный двигатель ВАЗ-2108
карбюраторный двигатель ВАЗ-2108

По сути, относительно современный облик получил появившийся в 1997 году двигатель ВАЗ-2112, а непосредственным предшественником нашего «пациента» является модель 21127, выпущенная двумя годами ранее.

Что 21129-й собой представляет?

Конструкция двигателя традиционная для моторов подобного литража и назначения: чугунный блок, четыре цилиндра в ряд, 16-клапанная головка, распределённый впрыск топлива (EM), привод ГРМ при посредстве зубчатого ремня с автоматическим натяжителем – словом, полный «джентльменский набор» для провинциального денди, не претендующего ни на что, кроме права быть ничем не хуже равных.

Базовые характеристики поместил в табличку, чтобы избавить вас от необходимости выискивать интересующие цифры среди текста:

*возможна установка газобаллонного оборудования (СНГ)
**для Lada Vesta 2017г с МКПП
*возможна установка газобаллонного оборудования (СНГ) **для Lada Vesta 2017г с МКПП
Касаемо максимальной мощности: частные испытания на динаметрическом стенде дают на 7-9 л.с. бо́льшее значение, нежели заявленное заводом, т.е. 113-115 л.с.

К основным особенностям мотора можно отнести:

  • облегченную ШПГ, позволившую снизить моменты инерции второго порядка;
  • изменяемую длину впускного тракта, обеспечивающую оптимальный режим работы в широком диапазоне оборотов;
  • гидрокомпенсаторы, исключающие необходимость регулировки тепловых зазоров;
  • датчики температуры воздуха и абсолютного давления вместо ДМРВ, позволяющие получить оптимальный состав рабочей смеси;
  • адаптацию под альтернативное агрегатирование с коробкой передач Renault JR5.

Двигатель предназначен для установки на флагманские модели АвтоВАЗа:

  • «Веста» (в обоих исполнениях - дорожном и «кроссовом»),
  • «Ларгус» и «Ларгус-Кросс» (на этих моделях он монтируется на отдельном подрамнике, чем обусловлено некоторое изменение конструкций опор и поддона картера).
Однако при незначительных переделках ВАЗ-21129 легко адаптируется для установки на многие прочие модели марки, в том числе снятые с производства.

Хорош, плох или «затрудняюсь ответить»?

Как и любой механизм, двигатель ВАЗ-21129 отнюдь не идеален, однако достоин того, чтобы его позитивные особенности упомянуть, всё же, вначале.

Одним из наиболее значимых преимуществ является, на мой взгляд – взгляд автомобилиста, привыкшего всё возможное делать своими руками в довольно скромных условиях частного гаража – то, что мотор, несмотря на современную конструкцию и достойные характеристики, не утратил главного – относительную простоту и высокую ремонтопригодность, свойственную всем «жигулёвским» движкам, начиная с «копеечного».

например, очень легко и просто будет переклеить штуцер клапанной крышки за нерадивыми заводчанами :)
например, очень легко и просто будет переклеить штуцер клапанной крышки за нерадивыми заводчанами :)

Да, если не требуется специальное диагностическое оборудование, и не лезть в «мозги» и топливную аппаратуру – очень многое можно сделать, не прибегая (к отнюдь не дешёвой) помощи специалистов автосервисов.

Впрочем, если не «насиловать» мотор, и соблюдать элементарные правила технической эксплуатации, не столь уж частого внимания он требует.

А вовремя сменить масло, фильтры, долить тосол и выполнить прочие несложные операции не так уж напряжно.

В целом, ресурс двигателя составляет 200 тысяч километров. То есть, это завод заявляет такую цифру, на практике же встречаются случаи гораздо большего межремонтного пробега. Мне лично известен мотор, успешно пробежавший на «Весте» в режиме такси 299 тысяч (эх, надо бы на пару-тройку дней попозже эту статью писать, хозяин как раз успел бы накатать трёхсотую :)).

Кстати, будет очень интересно узнать, знакомы ли вам случаи ещё бо́льшего пробега?
Пожалуйста, напишите в комментариях, сколько и в каких условиях набегал мотор ВАЗ-21129 у вас или ваших знакомых.

Нелишне заметить, что двигатель вполне обходится «девяносто вторым» бензином. Приходилось слышать, что ему более по вкусу «девяносто пятый», хотя все мои знакомые владельцы авто с таким мотором используют АИ-92, и их «лошадки» нисколько не жалуются на такой «корм».

К очевидным достоинствам можно отнести и абсолютную доступность любых запчастей и расходных материалов.
Хоть новые, хоть «бэушные» детали всегда есть в наличии у продавцов и на СТО, и «простоев» на ремонте из-за их ожидания никогда не бывает.

Разумеется, идеализировать двигатель ВАЗ-21129 не сто́ит; кое-какие недоработки по-прежнему есть, и иногда портят жизнь владельцам.

В первую очередь, я бы отметил не слишком скромный «аппетит» у машин, на которых он применяется.

Так, для сравнения с цифрами из таблички выше, напомню, сколько расходует почти аналогичный «Весте» по всем основным параметрам Hyundai Solaris с 1,6-литровым двигателем на 16% (!) бо́льшей мощности (123 л.с.): 8.1/4.9/6.0 л/100 км – прикиньте, сколько канистр наберётся за год с почти целого литра разницы в смешанном цикле!

У двигателей, выпущенных до августа 2018-го года, наблюдалась «классическая болезнь» моторов с ременным приводом ГРМ – повреждение клапана при обрыве ремня; что ж, будем надеяться, что заявление производителя о том, что проблема решена, имеет реальные основания.

дело в том, что проблема «загиба клапанов» решена за счёт «проточки» поршней, но при использовании некачественных ГСМ эти «проточки» забиваются шлаком и проблема «вероятного загиба клапанов» снова становится актуальной.
дело в том, что проблема «загиба клапанов» решена за счёт «проточки» поршней, но при использовании некачественных ГСМ эти «проточки» забиваются шлаком и проблема «вероятного загиба клапанов» снова становится актуальной.

Пытался собрать отрицательные отзывы по различным другим поводам...

Честно говоря, таких немало, однако большинство не внушает серьёзного доверия. Нередко складывается впечатление, что владелец просто толком не разобрался в причинах проблем, поэтому не стану упоминать о том, что услышал с чужих слов.

Лучше послушаю вас, уважаемые читатели – что-то, всё же, есть не слишком хорошего в этом моторе?
Пожалуйста, расскажите в комментариях о личном опыте эксплуатации двигателя ВАЗ-21129, буду признателен вам за любую информацию. И за позитивную, разумеется, тоже.
Посему не прощаюсь и жду ваших откликов о личном опыте ремонта/эксплуатации двигателя ВАЗ-21129.
Посему не прощаюсь и жду ваших откликов о личном опыте ремонта/эксплуатации двигателя ВАЗ-21129.

Материал подготовил Николай Орехов