С приходом весны автолюбители «переобуваются» в летнюю резину. Для многих актуальным становится вопрос: что делать с дисками? Ведь после зимней эксплуатации и воздействия реагентов, песка, соли они теряют внешний вид. Очень часто краска на поверхности вздувается, покрывается сколами, в местах креплений появляется коррозия. Металл постоянно подвергается внешним воздействиям, и даже владельцам дорогих авто порой бывает накладно покупать новый комплект фирменных дисков.
Как восстановить внешний вид дисков? Кому доверить работу и как потом оценить результат? На эти вопросы ответил Александр Мартысюк — управляющий «Компанией Полимер Комплект», которая является официальным дилером швейцарских полимерных красок и не только.
— Как выбрать материал для покраски автомобильных дисков? Как и почему важно найти профессионального покрасчика?
Автомобильные диски — как хорошая обувь у человека. Если за ней ухаживать, то она прослужит долго. Тому, кто хочет быть уверен в качественной покраске, необходимо придерживаться трех правил: приобретать качественные материалы, использовать профессиональное оборудование и соблюдать технологический процесс.
Все начинается с выбора материала. Как правило, алюминиевые диски красят порошковой краской, но до этого поверхность нужно подготовить. После дробеструйной обработки на диски наносится пораподавляющий грунт — порошковая краска со специальными антикоррозийными свойствами. Она выполняет несколько важных функций:
А) значительно повышает адгезию как со стороны поверхности диска, так и со стороны порошкового покрытия (работает как двухсторонний скотч);
В) нейтрализует (затягивает) микропоры, что исключает появление кратеров на поверхности диска после запекания, особенно при нанесении финишного лака.
Грунт является универсальным. Наносится и на стальные, и на алюминиевые поверхности. Толщина слоя — 60-80 мкр. Бытует ошибочное мнение, что чем больше толщина покрытия, тем выше защита от коррозии. Это в корне неверно. Эффективность защиты зависит от степени адгезии и равномерности слоя. На покрытии не должно быть наплывов и непрокрасов.
— Как не ошибиться с выбором цвета?
Не ошибиться с цветом тоже очень важно, если вы хотите покрасить диски под оригинал. Фирменные цвета имеют специальные названия: карбон, графит, антрацит, цинк, пепел, серебро БМВ — их очень много. Как правило, специалисты сервиса помогают с подбором покрытия. Также автовладельцы обращаются к нам напрямую как к поставщику краски, и мы находим нужное решение.
Обычно краска подбирается в комплекте с финишным лаком: он определяет степень блеска покрытия. Лак бывает глянцевым, матовым, глубокоматовым, но главное — он не должен при нанесении искажать сам цвет. Очень важно, чтобы лак не добавлял оттенки, не желтел и не синел на переливах. Этого можно избежать, применяя качественные и проверенные материалы.
Например, мы рекомендуем порошковую краску IGP, поскольку она отличается высоким качеством. Широкий выбор фирменных цветов дает возможность заказчику подобрать краску под оригинал. Кроме того, в линейке IGP есть антикоррозийные грунты, лаки и другие материалы, которые используются для покраски не только дисков, но и суппортов, деталей тюнинга для байков.
— Каким оборудованием должна наноситься краска?
Другой очень важный момент — наличие у покрасчика профессионального оборудования. Ключевым элементом здесь служит пистолет для нанесения порошковой краски. Приведу пример на конкретном производителе — установке электростатического напыления от швейцарской компании Gema.
Пистолет оснащен мощным каскадом в 110 кВ для зарядки порошка. Специально разработанная цифровая технология нанесения PPC для точного контроля силы тока с интегрированной DVC-системой регулирования подачи воздуха обеспечивает равномерное и безукоризненное нанесение краски на самые сложные и труднодоступные места поверхности диска. Это сводит к минимуму брак в работе и повышает надежность покрытия.
Встроенная электроника дает возможность регулировать расход порошка дистанционно от блока управления, непосредственно с пистолета в момент нанесения краски на диск. Благодаря специальной насадке устраняется эффект «апельсиновой корки». Также насадка позволяет сократить расстояние между форсункой пистолета и деталью до 100 мм без негативного влияния на качество напыления.
— Что важно соблюдать мастеру при нанесении краски?
Очень важный нюанс: места крепления (привалочная часть к ступице и привалочная плоскость для болтов в колодце) не должны быть окрашены. Это требование соблюдается всеми автоконцернами и производителями дисков.
Согласно техническим условиям, места примыкания колеса к ступице и болтовые соединения должны быть максимально прижаты. Если на эти места наносится краска, то после монтажа и зажима всех болтов целостность полимерного покрытия нарушается. Это приводит к появлению коррозии, вздутию краски и впоследствии — к разрушению всего защитного слоя.
Добросовестные покрасчики всегда маскируют эти места перед нанесением порошковой краски. Это достаточно трудоемкий процесс. Кроме того, маскировочный материал не должен оставлять следов после удаления и обязан выдерживать температуру не ниже 210°С.
Чтобы решить данную проблему, я часто советую покрасчикам специальный набор силиконовых заглушек Global Wheels. Набор подходит дискам практически любого диаметра с плоской или конусной формой основания колодца. Термостойкий силикон выдерживает температуру 315°С и рассчитан на 1 000 циклов. Маска устанавливается в самом начале процесса покраски при нанесении грунта и снимается после финишного цикла запекания лака. Маска идеально подогнана к размерам и плотно закрывает необходимые места на диске.
Итак, подытожим, что важно запомнить:
1. Выбирать покрасчика дисков нужно до оформления заказа. Поинтересуйтесь, с какими материалами он работает, на каком оборудовании. Имеет ли все необходимое, чтобы качественно выполнить работу.
2. Принимать окрашенные диски необходимо до их монтажа и при естественном освещении. Обратите внимание на поверхность: имеются ли наплывы, эффект «апельсиновой корки», нет ли мелких кратеров — особенно на изгибах и стенках колодцев.
3. Глубина цвета на диске не должна меняться в зависимости от угла падения солнечного света, наличие лака не должно добавлять оттенок.
4. Привалочная часть к ступице и привалочная плоскость для болтов в колодце не должны быть окрашены. Помните, что неокрашенные места крепления — это один из признаков профессиональной покраски.
Удачи на дорогах!
Фото предоставлены «Компанией Полимер Комплект».