Когда наступил момент что вы поняли ,что деньгами "кормите" "Надежду" а воз и ныне там. Поняли что эффект от занятий минимален и вы сами начали заниматься с дочерью.когда пришло это осознание для вас?В 3,5,7,10 лет?
Как вам сказать. Наверное после 10 лет. И да, я не стала заниматься сама. Это так, "пятиминутки", общение.
Для тех, кто впервые случайно попал на канал. Я - мама детей-двойняшек, где дочь с аутизмом, а сын - нормотипичный. Детям уже 13,5 лет. Здесь не история успеха. Нет инструкций как вылечить или руководств как заниматься.
Как я уже говорила, в свое время один из врачей мне сказал - вот есть "рубежи" - 3 года, 5 лет, 8 и 12 лет. Если до 12 лет не заговорит, то все, уже не заговорит.
В моем (да и в любом другом) понимании "говорить" или "речь" - это осознанная обращенная произвольная речь. То есть не эхолалия, когда человек (ребенок) кругами повторяет слова за тобой или за мультиками/рекламными роликами, а речь "Мама, я сейчас не хочу идти мыться, я смотрю мультик". Даже пофигу, если не "я", а себя по имени или неправильно просклоняет слова.
Все остальное и все, что есть сейчас - это речь, конечно. Но шаблонная. Вымученная из себя, часто невнятная, часто нужно помогать начать говорить. И всегда по принципу "хочет получить правильные ответы - задавай правильные вопросы". Плюс дочь не будет говорить с кем угодно, ей нужна я как проводник по большей части или другой хорошо знакомый ей человек.
Сказать, что дочь заговорила лично я не могу. Нет, она не немая, у нее есть словарный запас (пассивный вообще отличный). Она может по просьбе называть предметы, знает как что называется, как кого зовут, отличает мальчика от девочки, собаку от кошки.
Но вот как было в 3 года, так и есть. Только вот эхолалия ушла.
Ей сложно говорить, как мне кажется. Именно общение. Чужих людей она вообще не воспринимает. Вернее, говорить с ними, общаться речью не будет. Ну, во-первых, еще потому, что чужие люди не умеют правильно задавать вопросы и ждать пока она ответит. Я не требую этого понимания от чужих людей. Всем же не расскажешь инструкцию как нужно общаться с моей дочерью.
Так что имеем то, что имеем. В общем, диалога как такового нет. Вопросов с ее стороны тоже нет. Она озвучивает только то, что хочет фразой, которой мы ее научили "Я хочу" и далее по тексту. Да, иногда прям видно как она думает над тем, как сказать новое слово. Это в том числе особенно общения с ней - нужно понять, что нужно подождать, пока она скажет. Ей это не просто дается. Плюс двигательные стимы, которые сопровождают речь.
А последние пару недель она взяла моду говорить как будто набитым ртом - вообще ничего непонятно! Просто мычание и все тут. Приходится говорить ей "Говори четко, внятно, чтоб мама поняла". И тогда она повторяет слова внятно. Что за прикол такой - фиг знает. Может быть из-за больного зуба... посмотрим.
Что касается денег, которые уходили на специалистов. Особо много я прям не платила никогда. Развитие платных специалистов в сфере детей с РАС началось не так давно, может лет 8, по крайней мере в нашем городе. Хотя да, с самого начала я водила дочь только по платным занятиям и то приходилось их искать днем с огнем и более-менее специалисты, которые хоть как-то начинали работать с РАС были именно в бесплатных местах - сад и реабилитационный центр для инвалидов.
А потом индустрия педагогики "раскусила", что на РАС можно неплохо зарабатывать и специалисты начали появляться, но сразу по цене 1000+ руб за занятие ))) И эти же самые специалисты честно отказывались на пробном занятии от дальнейшего сотрудничества с моей дочерью "лайт-версии", как мне тут недавно сказали (хвала диагностам интернета )))))
Для меня главное во всей этой ситуации - это речь. Будет речь и остальное подтянется. Складывать пазлы и кубики ? Так это она умеет уже давно и навык никуда не девается.
Кстати, вот вам небольшая зарисовка сегодняшнего дня.
Сегодня дочь говорила столько предложений, сколько не говорила за все прошедшие недели в сумме. Я даже была удивлена. И практически все предложения начинались со слов "Я хочу". Хочу то, хочу это. Пришлось пообещать ей и завтра купить хлопушку с конфетти (а сегодня покупали и на улице ее рванули - веселье, улыбка, радость).
К слову сказать, свои желания она может озвучить один раз или дома несколько раз, а на улице может просто начать вести туда, куда ей надо. Например, сегодня мы вроде (я) собрались идти домой, но дочь упорно куда-то вела. А на вопрос "Куда ты идешь?" или "Куда тебе надо?" она не отвечает в принципе. Правильный вопрос "Что ты хочешь?". На что она может просто ответить "Пойдем со мной", а куда... ну так можно ходить километры с ней за руку. Сегодня повезло, дочь сказала про хлопушку и я вспомнила, что ей обещала утром купить. То есть она упорно вела меня в Детский мир, так как она знает, что это продается там.
На улице увидела собаку вдалеке, показала на нее пальцем и говорит "Собака". А теперь, внимание, тут же пятиминутка занятий прямо на улице от меня - А что делает собака? - вопрос от меня, который заставляет шестеренки в мозгу у дочери шевелиться, ведь она не собиралась это обсуждать, но она прекрасно понимает и видит, что собака спит лежит. И теперь уже моя очередь пристать к дочери с вопросом и добиться ответа, что "Собака спит". - вот вам и пятиминутка занятия по ходу движения, так сказать. И так может быть несколько раз во время прогулки или передвижениям по делам. то голубей посчитаем давай, то что голуби делают ответь, то какого цвета качель... тудытьеевкачель, думает дочь, наверное )))
#наши_будни #навыки_при_аутизме