Помните это – «ты просишь меня, но делаешь это без уважения»?
А знаете, почему эта знаменитая фраза из «Крестного отца» стала мемом? Что именно в ней так зацепило чувствительных и остроумных людей?
Да, все верно. Потому что здесь уважения к себе требует тот, кто сам не уважает других. И это смешно.
Признаюсь, я давно подозревала, что физика и психология – это одна и та же наука, просто выражаемая разными символами и понятиями. И такое понятие, как уважение, подтверждает это мое подозрение как нельзя более. Потому что уважение – это самое настоящее физическое явление, практически как сообщающиеся сосуды.
Уважение просто физически не может быть односторонним – если его нет с одной стороны, нет и с другой. Это даже не любовь, про которую мы знаем, что она может быть безответной. Уважение никогда, ни при каких обстоятельствах безответным быть не может.
Именно поэтому, кстати, в классической этической норме уважать друг друга могут даже враги. Мы об этом часто читаем в книгах и видим в фильмах. Враги уважают друг друга, например, за отвагу, за преданность своим, за честность и прочее. Тут, кстати, интересно, что такие враги на самом деле долго врагами не остаются – законы жанра диктуют. А законы жанра бывают еще более суровыми, чем законы физики. И да, они прямо говорят нам – уважение может быть только и исключительно взаимным.
Но перевернутая этика на то и перевернутая, чтобы в ней все было не так.
Скажите, уважает ли вас тот, кто вас высмеивает, обесценивает ваш труд, бьет по больному или мучит вас другими способами? Да нет, конечно, ответите вы, какое уж тут уважение. Живым бы остаться, неободранным выйти. И вы, конечно, будете правы – никакого уважения тут нет и в зародыше.
А обращали внимание, что именно агрессоры, как правило, требуют к себе уважения? Все вот эти «как ты разговариваешь со старшими», «я же твой начальник вообще-то», «не груби взрослым». На самом деле они требуют у вас не уважения. Они хотят, чтобы вы признали их право на агрессию, право на то, чтобы унижать и третировать вас, право остаться за это безнаказанным.
Потому что в действительности мучить и третировать людей – это плохо. А когда ты вроде бы имеешь на это право – ты как бы и не очень виноват. Ну вот так звезды сложились, что ты начальник, планида тебе такая выпала. Что теперь, сюсюкать тут с каждым?
Когда человек, который сам не проявляет к ближним никакого уважения, требует, с позиции своей силы, уважения к себе, он на самом деле требует признать его право на совершаемое насилие. Это важно понимать, особенно если вы как раз переживаете такую агрессию и чувствуете подобную манипуляцию.
Уважение в принципе требовать нельзя, его можно только испытывать и дарить добровольно. Как и все положительные чувства, впрочем. Именно за это мы их и ценим.
А Марлон Брандо – актер, конечно, гениальный. И, кстати, Паттинсон на него похож чем-то.