Найти тему
Olivia Steele

Странная деталь в романе "Джен Эйр"

Джен Эйр. Взято из интернета
Джен Эйр. Взято из интернета

Очень я зачитывалась этой книжкой в старшем школьном возрасте. Даже сочинение по литературе писала в теме "Моя любимая прочитанная книга 19 века". История сироты с тяжёлым детством и не менее тяжёлой юностью зацепила меня до глубины души. Так что я эту книгу читала сначала на русском, а после, когда выучила английский - и в оригинале.

Впрочем, книга эта любима многими девушками, и это вполне можно объяснить. Во-первых, это не слащавая лубочная сказочка, а очень правдиво и на эмоциях описаны суровые реалии жизни. Во-вторых, подкупает то, что героиня - вроде бы на первый взгляд самая обычная: не красива и не богата. Словом - как большинство из нас. Ведь по-настоящему красивых и богатых единицы.

И даже для неё, обычной, жизнь выделила кусочек любви и счастья. Да, так реально бывает. Каждому горшку своя крышка. Важно лишь уметь эту самую крышку найти, не прозевать и не проворонить.

Но вот, что меня в этой книге поражает, особенно теперь, научившись за деревьями видеть лес (чего я не умела ещё, скажем, в мои 15) - так это нетипичный, недюжинный ум и ментальная зрелость самой героини, которой по сюжету и девятнадцати лет нету.

Скажите, вы помните себя в восемнадцать лет? Да какое там - даже в двадцать, двадцать пять? Вы были настолько разумны, продуманны, выдержаны, как Джен Эйр? Умели, как она, видеть насквозь людей, в том числе и противоположного пола? Умели так грамотно анализировать, находить единственно правильный путь в очень, очень сложных ситуациях?

Я - нет. Я помню себя не только в восемнадцать и двадцать лет, но и даже в двадцать семь и тридцать, какой я была. Дура-дурой. Импульсивные поступки, неумные, не просчитанные ходы, да даже рассуждения (взять хоть мои книги, написанные в тех периодах жизни и про те периоды) - ошибочные, где-то даже в корне неверные и плоские, как вообще могут быть рассуждения обычной молодой девушки.

Хотите сказать, это только я была такая "синдромо Даунито хромосом"? Да нет - примерно такие же, ну чуть плюс-минус, были и мои ровесники. Просто большинству людей свойственно, вырастая, забывать о том, какими они были.

Пардон ми, ну не бывает, просто НЕ БЫВАЕТ зрелых, мудрых и выдержанных личностей в возрасте восемнадцати лет.

А что мы видим у Джен Эйр? Она рассуждает не как восемнадцатилетняя. Так можно рассуждать в тридцать лет. Ну, минимум в двадцать пять, и то, если к тому времени уже накопился солидный багаж жизненного опыта. А какой жизненный опыт у Джен? Большую часть сознательной жизни просидела в женском пансионе, где и мужчин-то толком не видела (мистер Брокльхерст не в счёт). Можно, конечно, допустить, что она почерпнула "мудрость" из книг - но ведь она сама признаётся, что в Ловудской библиотеке выбор книг был весьма и весьма скуден.

А тут - такая вековая мудрость и проницательность у юной девочки! Судите сами:

Но разве женщина в моем положении могла ревновать к женщине, подобной мисс Ингрэм? Нет, я не ревновала. Ту боль, которую я испытывала, трудно назвать этим словом. Мисс Ингрэм не стоила ревности, она была слишком ничтожна, чтобы вызывать подобное чувство. Простите мне этот кажущийся парадокс, но я имею в виду именно то, что сказала. Она казалась очень эффектной, но лишенной всякой естественности; она обладала красивой внешностью, была блестяще образованна, но ее ум был беден и сердце черство; ничто не произрастало на этой почве, никакие плоды не могли освежить вас здесь своей сочностью. Она не была добра; в ней не чувствовалось ничего своего, она повторяла книжные фразы, но никогда не отстаивала собственных убеждений, да и не имела их. Она толковала о высоких чувствах, но участие и жалость были чужды ей, а также нежность и правдивость. Но, кроме моих, были еще глаза, которые наблюдали за проявлениями ее характера, – наблюдали пристально, упорно, хитро. Да, будущий жених, сам мистер Рочестер, установил наблюдение за своей предполагаемой невестой; и вот это-то его коварство и настороженность, это полнейшее понимание всех недостатков его избранницы, это очевидное отсутствие всякой страсти в его чувстве к ней и вызывали во мне нестерпимую боль.

Как ты это видишь в свои восемнадцать, Джен? Это же надо быть гением, чтобы ТАК отличать зёрна от плевел, истинный интеллект от "книжных фраз", а истинное увлечение от коварства и настороженности! Едем дальше:

Но постоянно видеть, как мисс Ингрэм старается покорить мистера Рочестера и как она все вновь и вновь терпит поражение, видеть, как каждая пущенная ею стрела неизменно пролетает мимо цели, в то время как сама она горделиво торжествует победу, хотя эта гордость и самоуверенность все более и более отдаляют ее от цели: видеть все это – значило находиться в непрестанном волнении и подвергать себя вечным терзаниям.
Взирая на эти безуспешные попытки, я ведь представляла себе и то, как она могла добиться успеха. Эти стрелы, метившие в грудь мистера Рочестера и безобидно падавшие к его ногам, могли – я это знала, – пущенные более искусной рукой, пронзить его гордое сердце, вызвать любовь в его угрюмом взгляде и мягкость в насмешливом лице; но еще лучше, еще успешнее можно было выиграть эту битву без всякого оружия.
«Отчего ее чары не действуют на него, раз ей выпало счастье находиться к нему столь близко? – спрашивала я себя. – Нет, она, вероятно, не любит его, не питает к нему истинного чувства. Если бы мисс Ингрэм любила его, она бы так щедро не рассыпала золото своих улыбок, не бросала б ему таких многозначительных взглядов, не возводила так умильно глаза к небу, не расточала столько внимания!» Мне казалось, что если бы она спокойно сидела с ним рядом, меньше говорила и меньше смотрела на него, она бы скорее покорила его сердце.

Да если б я даже в свои двадцать так умела в людях разбираться... Эх...

– Некоторое время вы, может быть, будете таким, как сейчас, но очень недолго; затем вы остынете, начнете капризничать, а потом сделаетесь раздражительным, и мне будет очень трудно угождать вам. Но когда вы как следует привыкнете ко мне, вы, может быть, опять ко мне привяжетесь. Я говорю: привяжетесь, не полюбите. Я думаю, что вашей любви хватит на полгода, и то еще хорошо.

Опять: откуда ты, девочка-девственница, никогда в жизни не имевшая никакого опыта с мужчинами, это можешь знать? В книге вычитала? Так мало ли кто что в книгах вычитывал. Я к своим двадцати годам огого сколько книг прочла и про психологию, и про мужчин. А оказавшись в реальной ситуации с реальным мужчиной взяла и сплоховала. Книжные-то знания в критический момент подвели. И я подозреваю, что не только меня одну. Если б все люди вовремя "мотали на ус" чужой опыт - не было бы, наверное, столько обманутых и у разбитого корыта оставленных?

А сердце не унималось. «О, уступи, – говорило оно, – подумай о его горе, подумай о тех опасностях, на которые ты его толкаешь, оставив одного! Вспомни, какая это натура! Подумай о том, какое отчаяние и безнадежность последуют за этой скорбью. Утешь его, спаси его, люби его! Скажи ему, что ты любишь его и будешь принадлежать ему. Кому на свете ты нужна? Кого ты этим оскорбишь?»
И все же я отвечала себе непреклонно: «Я оскорблю себя. Чем глубже мое одиночество, без друзей, без поддержки, тем больше я должна уважать себя. Я не нарушу закона, данного Богом и освященного человеком. Я буду верна тем принципам, которым следовала, когда была в здравом уме, тогда как сейчас я безумна. Правила и законы существуют не для тех минут, когда нет искушения, они как раз для таких, как сейчас, когда душа и тело бунтуют против их суровости; но как они ни тяжелы, я не нарушу их. Если бы я для своего удобства нарушала их, какая была бы им цена?..»

В общем, как мы видим, Джен далеко не обычная девушка. Обычных девушек таких не бывает. Настолько умных, продуманных и морально выдержанных, особенно в ТАКИХ критических условиях. Наверное, одна на миллион.

Можно, конечно, попробовать объяснить это суровой закалкой Джен, ведь именно те армейско-тюремные условия её детства вырастили её такой цельной и твёрдой, как кремень. Но такая проницательность, такое грамотное умение не споткнуться, ни разу даже не оступиться на скользких камнях - это, извините, не дано подавляющему большинству из нас.

Может вот именно эта уникальность и делает Джен героиней на протяжении веков. Внешне вроде - как все мы, а вот внутренне - таких нет.

__________________________________

Читайте ещё на моём канале:

____________________________________