Найти тему

Двойные стандарты в жизни людей

Людям свойственно использовать в жизни логику двойных стандартов. Двойные стандарты (двойная мораль) это разный подход к оценке одинаковых или очень схожих событий. Это чрезвычайно удобно, если нужно оправдать себя, в том числе и в глазах общества.

Двойные стандарты определяют как форму морального лицемерия, при которой оценка собственных поступков менее негативна, чем чужих. Их использование (осмысленное или неосмысленное) часто создает иллюзию, что данная точка зрения единственно правильная и неоспоримая. Лицемерие – приписывание заведомо безнравственным поступкам псевдоморальный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Лицемер проповедует определённые моральные нормы и принципы, но сам в своей собственной жизни их не соблюдает. Он хочет казаться благородным, добродетельным и сочувствующим, но при первой же возможности поступает в своих интересах, игнорируя всё вышеперечисленное. Безнравственные эгоистические поступки, нарушающие нормы морали, лицемер пытается оправдать, делая вид, что это всё на благо и процветание других.

Лицемерие противоположно честности, искренности — качествам, в которых проявляется осознание и открытое выражение человеком подлинного смысла его действий. С помощью такого подхода можно оправдать любое нарушение общепринятых норм и правил. Двойные стандарты помогают делать всё, что разрешается и то, что запрещено. Это путь к хаосу и расслоению в обществе, при котором к людям более низкого социального статуса применяют более строгие мерки.

Одна из причин возникновения двойных стандартов — фундаментальная ошибка атрибуции (Fundamental Attribution Error).

Атрибуция (лат. attributio — приписывание) — психологический термин, обозначающий механизм объяснения причин поведения другого человека. Из‑за неё нам свойственно оправдывать свои негативные поступки ситуацией, обстоятельствами и другими разными причинами. А критически оценивая других, проще полагать, что они во всем виноваты сами. При этом возникшие ситуации рассматриваются с точки зрения цинизма, безнравственности, отсутствия ума и других положительных человеческих качеств . С уровнем проявления двойных стандартов тесно связаны эмоции.

Эмоции — психическая реакция человека на определенные ситуации, в которых он находится. Ощущения вины в результате самооценки человеком своих действий снижает вероятность применения двойных стандартов. А неконтролируемый гнев, ненависть, зависть и другие негативные эмоции — повышают.

Двойной стандарт или двойная мораль — также широко распространённая (но официально отрицаемая) лицемерная технология применения на практике дискриминационных подходов к оценке действий групп населения, стран, рас и даже отдельно взятых людей. Основной причиной использования двойных стандартов при этом является прямая или косвенная личная заинтересованность (выгода).

Политикой двойных стандартов принято называть ситуацию, при которой оценка одного и того же явления, процесса или события, имеющего место в международных отношениях, зависит от характера этих отношений . При одинаково развивающихся событиях действия одних сторон (стран) получают поддержку и оправдание, а других — осуждают и наказывают.

-2

В своей книге «Стратегия Византийской империи» американский политолог и специалист по международным отношениям и военной стратегии Эдвард Люттвак пишет, что правители этой супердержавы разработали целый комплекс принципов международной политики. Принципы, на которых базировалась византийская внешняя политика, Э. Люттвак назвал «оперативным кодексом».

Самым простым и действенным способом влияния на лидеров соседних народов византийцы считали элементарный подкуп и натравливание потенциальных и явных противников друг на друга. Повсеместно применяя принцип «разделяй и властвуй » (лат. divide et impera), правители империи никогда не стремились к полному уничтожению противника, ведь вчерашний враг может стать ценным союзником в борьбе против новой угрозы. Если врага нельзя было устранить подкупом или одолеть чужими руками, в ход шли методы экономической блокады. Широко используемым методом распространения влияния Константинополя на другие страны была также миссионерская деятельность .

Анализируя аспекты боевой тактики византийцев, Э. Люттвак выделил ряд моментов:

— Армия должна быть сильной и боеспособной, хорошо обеспеченной оружием и боеприпасами. Регулярные учения, проводящиеся в войсках, не дадут соседям усомниться в вашей готовности к войне.

— Необходима разветвленная разведывательная сеть, потенциального врага нужно хорошо знать. Во всех соседних странах должны работать шпионы.

— Следует избегать крупномасштабных битв, ограничиваясь мелкими приграничными стычками. В случае войны вражеское войско надо разбить на отдельные отряды, с которыми легче справиться. Нужно заманивать противников в заранее подготовленные засады, лишать их обозов с провизией, стараться запутать и деморализовать.

—В стане врага постоянно следует вербовать союзников, в том числе и во время войны. Противников всегда можно подкупить деньгами или богатыми подарками, даже если это религиозные фанатики.

— Необходима планомерная работа по экономическому ослаблению врагов, нельзя позволять им заключать выгодные торговые союзы. Среди населения соседних стран необходима агитация и пропаганда, чтобы Византия воспринималась как доброе и сильное государство.

Прием князя Кия в Константинополе 485 г. (Художник Орленов Артур Олегович, масло, холст)
Прием князя Кия в Константинополе 485 г. (Художник Орленов Артур Олегович, масло, холст)

Интересно, что перечисленные здесь принципы византийской международной политики не утратили своей актуальности и активно используются в наше время.

Ольга Жиглявская (Olga Zhiglavskaja)