Категория времени передает связь между временем действия и моментом сообщения о нем. Свойственна только изъявительному наклонению глагола.
Времена глаголов в русском языке: сколько временных форм имеют глаголы
Грамматическая система выделяет три времени: настоящее, прошедшее и будущее. Значения, которые имеют времена глаголов в русском языке, — в таблице.
Настоящим, прошедшим и будущим бывает абсолютное время, выраженное грамматически. В семантике выделяется и время относительное — сопоставляемое не с моментом сообщения, а с совершением другого действия, например: Он говорил, что любит меня. Слово любит соотносится не с временем речи, а с действием, выраженным сказуемым говорил.
Как определить время глагола в русском языке
Сколько временных форм имеют глаголы — зависит от их грамматических характеристик. Совершенный и несовершенный вид имеют разные парадигмы. Несовершенному виду свойственны все три формы: играю — играл — буду играть. Совершенный лишен форм настоящего времени, так как обозначает завершенный процесс: сыграл — сыграю.
Времена имеют разновидности выражаемых значений:
- НастоящееДействие в момент речи. Дети играют.
Постоянно совершающееся. Поэт слагает стихи. Зодчий строит. - ПрошедшееЗавершенность в прошлом. Закончилась война.
Смена одного завершенного действия на другое. Граф спешился, передал лошадь слуге.
Многократность с оттенком прошедшего. Бывало, хаживал барин к нам на посиделки. Много раз перечитывала я этот роман.
Фиксация результатов завершенного процесса. Ночь окутала прибрежные кусты. - Будущее сложное — происходящее после момента речи, не имеющее пределов. Я обязательно буду поступать в институт. Мы будем отстаивать свою независимость.
Будущее простое — результативность, наличие достигнутого предела. Кто переплывет реку, получит приз; с частицей НЕ — невозможность достижения результата: не решит вовремя, не напишет сочинение, не заговорит.
Настоящее, прошедшее и будущее время – таблица
Подскажет, как определить время глагола в русском языке, таблица с указанием грамматических признаков и словообразовательных моделей.
Смотри также: