4,6K подписчиков

Плавают обороты холостого хода

11K прочитали

У двигателей с электронным впрыском топлива этот дефект напрямую связан с нештатным подсосом воздуха во впускной коллектор.

У блока управления просто сносит крышу от такого.
У блока управления просто сносит крышу от такого.

Дело в том, что блок управления двигателем всегда просчитывает количество воздуха, поступающего в цилиндры и, учитывая показания ещё ряда датчиков, регулирует время импульса открытия клапанов топливных форсунок.
И вот. Когда поступает «лишний» воздух, а датчик положения дроссельной заслонки говорит, что заслонка закрыта и воздуха много не должно быть, а датчик температуры говорит, что двигатель уже вышел из режима прогрева и поэтому топлива нужно лить поменьше. Но в то же время, датчик кислорода кричит, что у него в выхлопе полно этого самого кислорода и нужно продолжать подливать топлива!

EFI - электронная система впрыска топлива (Electronic Fuel Injection)
EFI - электронная система впрыска топлива (Electronic Fuel Injection)

В результате этого спора, у компьютера «едет крыша». Он пытается уменьшить подачу топлива, согласно показаниям датчиков на впуске и тут же угодить капризному кислороднику на выпускном тракте. Так и получается, не успевая увеличить интервал впрыска топлива, компьютер тут же приводит его в норму, согласно количеству воздуха по отчёту воздушных датчиков.
Это приводит к периодическому (2 – 3 сек.) изменению оборотов холостого хода двигателя.

Можно найти самостоятельно причину неустойчивых холостых оборотов. А я подскажу, как это сделать.

Пытаемся поставить датчик датчик на место
Пытаемся поставить датчик датчик на место

Сначала пробуем лёгким хлопком носка обуви, стукнуть по педали «газа», наблюдая за количеством оборотов двигателя по тахометру. Стрелка поднялась, и вошла в свой ритм дёрганья снова – пробуйте ещё разок. Это действие педалью «газа» даст сдвиг положения при работе в клапане холостого хода и в датчике положения дроссельной заслонки. Если получилось сбить резвость качаниям стрелки, то возможная причина находится в заедании клапана холостого хода, или неверных показаниях положения заслонки.


Если стуки по педали не изменили показаний тахометра, значит идёт поступление воздуха мимо заслонки, прямиком во впускной коллектор. Придётся открыть капот.

Можно найти схему системы вакуумных трубок своего авто.
Можно найти схему системы вакуумных трубок своего авто.

Пережимайте по очереди все вакуумные трубки, идущие от впускного коллектора. Берём круглогубцы, не пассатижи – у них острые края губок могут повредить оболочку трубок. Если при пережатой какой-нибудь трубке, обороты двигателя станут стабильными, значит, нужно проверить плотность соединений трубки, и нет ли на ней повреждений. Трубка приведёт нас к какому-нибудь устройству. Здесь разбираемся, что это и почему оно пропускает воздух. Скорей всего какой-нибудь клапан: закисший открытым клапан вентиляции отработанных газов, или не работающий клапан адсорбера. Или возможно воздух поступает от неисправного вакуумного усилителя тормозов. Но и клапан холостого хода не надо убирать из внимания только потому, что он не проснулся от стуков по педали.

Внутри сажа от рецеркуляции выхлопных газов и масляный налёт
Внутри сажа от рецеркуляции выхлопных газов и масляный налёт

При прогреве двигателя клапан холостого хода сначала открыт на максимум, а с повышением температуры охлаждающей жидкости, он постепенно прикрывается, снижая обороты двигателя с прогревочных до нормальных холостых. Но при загрязнении, клапан может подклинивать и оставаться приоткрытым, и врать блоку управления о своём положении.
Клапан холостого хода необходимо периодически очищать от масляного налёта, который неизбежно попадает на механизм и детали дроссельной заслонки. Чистку дросселя я всегда рекомендую делать только со снятием и разборкой. Иначе есть вероятность повреждения датчика положения заслонки и не качественной промывки клапана холостого хода.

Проверку и поиск места подсоса необсчитанного воздуха во впускной коллектор лучше производить дымогенератором. Его так же легко изготовить самостоятельно за 20 минут.


Удачи и лёгких ремонтов

Руслан Бочков