Найти тему
Олег Еверзов

Посетители магазина "Максидом" даже не догадываются о том, что ходят по некогда секретной лаборатории...

Задумывался ли кто-нибудь о том, что происходило ранее в огромном производственном здании, которое сейчас занимает магазин "Максидом", расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Гражданский пр. д. 18? Или же считаете, что гипермаркет сам построил себе это здание?

Честно говоря, я на эту тему никогда не размышлял... Пока не купил одну любопытную брошюру. И оказалось, что история этого объекта весьма интересна...

Фото с ресурса Яндекс-карты
Фото с ресурса Яндекс-карты

В 1955 году в Ленинграде произошло четвёртое по силе наводнение. После этого случая было принято решение активно заняться изучением отложенных в своё время проектов защиты города от стихии. Основные проектные работы поручили вести генеральной проектной организации - Ленинградскому отделению Всесоюзного института "Гидропроект" им. С.Я. Жука (ныне "Ленгидропроект").

Фото с ресурса pastvu.com
Фото с ресурса pastvu.com

Для проверки правильности проектных решений и дальнейшего научного сопровождения стройки было решено создать большую гидравлическую модель дельты Невы и Невской губы. Уникальны сама идея и её воплощение!

В специально построенном павильоне на базе ВНИИ гидротехники им. Б.Е. Веденеева, вблизи от института на ул. Фаворского, в 1983-1984 годах, была создана модель, которая воспроизводила русло и дельту Невы, часть акватории Финского залива, прилегающую к городу.

Ниже вы наблюдаете эту модель на старой фотографии. Её можно увидеть в книгие А.В. Полозова "Морской барьер Петербурга", 2013 г. Я её купил будучи туристом на экскурсии по дамбе в г. Кронштадт. Именно там я и узнал всю эту интересную информацию.

На фотографии можно как выглядели бывшие площади нынешнего магазина "Максидом"
На фотографии можно как выглядели бывшие площади нынешнего магазина "Максидом"

На модели можно было создать ситуацию, аналогичную природной, и проследить течения, определяемые колебаниями уровня воды в Финском заливе, влияние перепадов давления, скорость потока во время наводнения. Можно было моделировать различные натиски стихии, реконструировать наводнения прошлых лет и определять воздействие возможных будущих наводнений, не исключая катастрофических.

Это было очень важно так как количество наводнение в Северной столице за всю историю существования нашего города стремилось к цифре 300...

Макет "История наводнений Петербурга" в музее воды
Макет "История наводнений Петербурга" в музее воды

Модель могла бы найти применение и в наши дни при решении таких важнейших градостроительных задач, как намыв новых территорий у берегов Финского залива. Однако уже в начале 1990-х годов, под давлением финансовых и экономических трудностей большая модель была демонтирована, а здание сначала сдано в аренду, а затем продано акционерному обществу "Максидом".

Трудности подтверждают и сотрудники, трудившиеся в смежных областях науки.

Скрин сообщения из моего профиля Вконтакте
Скрин сообщения из моего профиля Вконтакте

К сожалению, этот уникальный объект пополнил число утерянных для науки и её истории.

Тем не менее, несмотря на уничтожение новаторской модели, эти разработки, всё же, нашему городу помогли - и спустя большое количество времени - в 2011 году в Петербурге запустили в эксплуатацию Комплекс Защитных Сооружений (дамбу). К слову, к этому времени количество наводнений в Петербурге достигло цифры 308, в связи с чем наступило время остановить стихию.

Комплекс Защитных Сооружений (дамба) близ г. Кронштадт
Комплекс Защитных Сооружений (дамба) близ г. Кронштадт

Об этом не менее эксклюзивном объекте я расскажу вам в следующих заметках. Покажу как он выглядит изнутри. Ведь мне удалось побывать в недрах этого технического гиганта!

Для затравки приложу фото одного необычного транспорта, работающего на Комплексе Защитных Сооружений Петербурга.

-7

Об этом и многом другом вы узнаете, подписавшись на мой канал. Поверьте, будет интересно!