Нижегородская область, как и большинство других регионов, показала отрицательную динамику.
Экспертами РИА Рейтинг составлен рейтинг регионов РФ по динамике рынка труда за три года. Большинство субъектов в итоге ожидаемо ушли в минус.
Положительную динамику продемонстрировали всего 14 регионов. Причем, почти все – с показателями один-два процента и меньше, то есть, по большому счету, это не рост, а сохранение прежних показателей. В нынешних условиях это можно смело можно назвать достижением.
В десятке лидеров находятся Севастополь, где число работающих за последние три года выросло на 7,4 процента, Тюменская область (+2,1 процента), Камчатский край (+1,6 процента), Краснодарский край и Калининградская область (+1,3 процента), Московская область (+1,2 процента), Адыгея (+1,1 процента), Крым (+1 процент), Санкт-Петербург (+0,4 процента) и Москва (+0,3 процента). Наибольшие потери понесли Новгородская область (-9,8 процента), Хакасия (-9,1 процента) и Северная Осетия – Алания (-18,4 процента) – они стали аутсайдерами рейтинга.
Нижегородская область оказалась на 34-ой позиции с показателем минус 2,4 процента. Количество работающих нижегородцев за три года сократилось на 41 тысячу человек.
Негативные последствия введения карантина очевидны на всей территории России. Сокращение сотрудников, приостановка производств, умирание бизнесов – все это повлияло на рынок труда достаточно ощутимо и затронуло почти все регионы.
Показательно, что в Нижегородской области за год количество безработных за год утроилось. Если в конце первого квартала 2020 года их насчитывалось 7,6 тыс. человек, то к настоящему времени, по официальным данным, в регионе 26,9 тыс. безработных. Пик проблемы пришелся на лето прошлого года, когда без работы остались 62,9 тыс. нижегородцев. То есть, ситуация постепенно выравнивается, но на данный момент негативные последствия еще полностью себя не исчерпали.
Эксперты уверены, что кризис, вызванный коронавирусом, запустил новый процесс – перестройку экономики в целом и рынка труда в частности. Уже сейчас явственно обозначено увеличение спроса на онлайн-услуги и, соответственно, падение спроса на офлайн. Розничная торговля, организация массовых мероприятий, сдача в аренду торговых и офисных помещений – эти отрасли теряют свои обороты, и, следовательно, будет падать количество занятых в них работников. Неизбежна массовая переквалификация, и она для многих будет болезненной: не так просто получить востребованные новой эпохой навыки, превратившись из менеджера по туризму в бизнес-аналитика или программиста.
Стоит отметить, что, если сосредоточиться на более длительном промежутке времени, то в Нижегородской области отмечается положительная динамика. В настоящее время количество работающих нижегородцев на 13,9 тыс. больше, чем десять лет назад (прирост 0,8 процента). Но не стоит сбрасывать со счетов и то, что из региона регулярно уезжают работать в столицу. Фактически Нижегородская область балансирует туда-сюда рядом с нулевой отметкой. Вопрос о том, какой процесс перевесит, остается открытым, а поводов для оптимизма не хватает.
Иван Измайлов