Сегодня хочу написать коротенькую заметку о таких детях, которым ставят сочетанный диагноз – РАС и умственная отсталость. На моей практике очень много встречается ребятишек с таким диагнозом. Такие дети, как правило, обучаются в коррекционных школах для детей с умственной отсталостью, по вариантам программы 8.3 (аутизм+ легкая умственная отсталость) и 8.4 (аутизм+умеренная/тяжелая умственная отсталость или другие нарушения развития).
Умственная отсталость ставится в тех случаях, когда ребенок не владеет знаниями, умениями и навыками, которые соответствуют его возрасту.
А как проверить объем знаний и умений у ребенка с аутизмом и не ошибиться? Это действительно сложно, и в наше время допускается много ошибок в точной постановке диагноза.
У детей с РАС не всегда можно достоверно определить тот уровень знаний и умений, которыми они владеют. Почему? Да потому что у них нарушена коммуникация, нарушено общение. Нарушение общения и коммуникации и есть главный признак аутизма.
Тесты и задания, направленные на выявление этих знаний, зачастую предполагают вопросно-ответную форму, т.е. взрослый (чужой взрослый!) дает ребенку какое-то задание – собрать картинку, назвать животных, ответить на вопрос, показать конкретную картинку/цифру/букву. А зачастую, если вы идете на ПМПК, то это не один чужой взрослый, а целый штат педагогов и врачей, которые что-то требуют от ребёнка. Здесь вполне моет растеряться даже ребенок с нормой развития, который впервые попадает в такую ситуацию.
А что делает ребенок с РАС? Некоторые дети выполняют предложенные задания. Но большинство не идут на контакт с чужим взрослым и стараются отгородиться от него, либо не обращать на него внимания, словно этого взрослого не существует. Более того, многие дети с РАС впринципе не выполняют действия тогда, когда этого хочет от них взрослый, когда он их об этом просит. Они выполняют это только в самостоятельной деятельности, либо с хорошо знакомым взрослым, которому ребенок доверяет, к которому он привык.
Из-за того, что ребенок не ответил/не показал/не выполнил задание в данный момент, зачастую делается вывод о том, что он просто этого не знает, потому и не делает. Но такой подход может быть убедительным и обоснованным только в случаях отсутствия у ребенка аутизма, когда он идет на контакт. С детьми с аутизмом нужно сначала установить контакт, или проводить длительное наблюдение за ребенком в его самостоятельной деятельности. А это в свою очередь занимает много времени. Как вы думаете, будут ли это делать специалисты комиссии, к которой вы приведете ребенка? Будут ли тратить столько времени на одного ребенка? Конечно же нет. Время приема, обычно, регламентировано. Не ответил, не показал - всё фиксируется в протоколах, коллективно обсуждается и выставляется диагноз.
К детям с РАС такой подход к определению уровня их знаний и умений, какой применяется ко всем остальным детям - неприменим, и делать заключение об уровне интеллекта такого ребенка по данным критериям может быть ошибочным и иметь далеко идущие последствия.
Поэтому вам, уважаемые родители детей с РАС, прежде чем пойти на ПМПК, необходимо записывать навыки и умения своих детей на видео, и затем предъявлять комиссии.
Чтобы читать больше моих статей, подпишитесь на asya.defectologist в Инстаграм.