Найти в Дзене
Настоящий детектив

«Как будто вводят в транс»: сотрудница банка — о приемах телефонных мошенников

«Алло, добрый день! Вас беспокоят из такого-то банка. У вас тут подозрительная операция — совершали? Вы данные карты продиктуйте, мы ее заблокируем», — подобные звонки мошенников под видом сотрудников банка сегодня уже стали чем-то привычным. В 2020 году от действий телефонных аферистов россияне потеряли огромную сумму — 66 миллиардов рублей. Между тем борьбу с мошенниками ежедневно ведут сотрудники банковских служб безопасности. Одна из них — Светлана: на условиях анонимности она рассказа мне о своей работе.

Фото: Pixabay
Фото: Pixabay

По словам Светланы, борьбой с телефонным мошенничеством она занимается уже несколько лет. Вместе с ней 24 часа в сутки работают еще несколько человек: они отвечают за безопасность клиентов банка как в России, так и за рубежом. За смену Светлана и ее коллеги сталкиваются примерно с 1200-1500 случаями различных попыток обмана клиентов.

Задача моей собеседницы — по определенному набору параметров понять, насколько та или иная операция типична для конкретного клиента. О сомнительных операциях ей сообщает специальная система: она настроена так, чтобы бить тревогу, если клиент внезапно начинает совершать какие-то подозрительные действия. Затем Светлана вручную анализирует их и определяет, действительно ли они вызывают подозрение или система ошиблась.

Если операция действительно подозрительна, то карта клиента временно блокируется и Светлана пытается с ним связаться. Если дозвониться удалось — это идеальный вариант: в этом случае сотрудница СБ проводит идентификацию и задает ряд вопросов, чтобы удостовериться, что на самом деле говорит с клиентом. Проблема в том, что мошенники научились настраивать переадресацию с номера клиента — и тогда Светлана может попасть на них.

Фото: Pixabay
Фото: Pixabay

— Злоумышленника всегда можно раскусить, — объясняет она. — У меня для этого в запасе есть самые разные вопросы, которые аферисты не могут предугадать: я постоянно импровизирую. Я задаю вопросы из разных сфер, которые известны банку. Настоящий владелец банковского счета легко и быстро ответит на них, а мошенника он поначалу поставит в тупик.

Если Светлана понимает, что говорит с мошенником или не смогла дозвониться до клиента, то сразу блокирует и банковскую карту, и личный кабинет, и доступ к счету. После этого клиент может их разблокировать только в банковском отделении. Впрочем, иногда это приходится делать и после разговора с клиентом — в том случае, если его ввели в заблуждение.

Мошенники порой умудряются внушить человеку мысль, что именно Александра и ее коллеги из СБ — настоящие злодеи. Аферисты говорят примерно так: «Мы звоним вам из такого-то банка и хотим предупредить, что среди наших сотрудников завелись мошенники. Если вам будут звонить и представляться СБ, ничего им не говорите и подтверждайте все операции, так вы поможете нам вычислить мошенников». И Светлана всякий раз удивляется тому, что люди в эти байки реально верят.

Обманутые клиенты порой говорят ей: «Нас как будто ввели в транс». Они не могут себе логически объяснить, зачем выполняли странные команды злоумышленников.

Фото: Pixabay
Фото: Pixabay

— Если вы все же перевели деньги мошенникам, шанс вернуть их, к сожалению, небольшой, — говорит моя собеседница. — Дело в том, что суть мошенничества — это переводы с карты на карту. Вернуть деньги можно при соблюдении ряда условий. Во-первых, банк, куда ушли деньги, должен быть готов посодействовать в их возврате. Во-вторых, на балансе той карты, куда ушли средства, они все еще должны находиться.

Однако, мошенники, как правило, обналичивают деньги в первые 5-10 минут после перевода — или выводят их в следующий банк. А пока запросы между банками обрабатываются, проходит много времени — и деньги успевают вывести.

Между тем в последние месяцы, по словам Светланы, аферисты взяли на вооружение совершенно новый прием. Вначале они звонят от имени СБ банка, а если клиент им не верит, переходят на «второй уровень». Раздается звонок якобы из МВД: «полицейский» говорит, что клиент обязан выполнять все требования сотрудников СБ. В противном случае клиенту якобы грозит чуть ли не уголовное дело. Потом напуганному клиенту опять звонят от имени СБ и уже обманывают по полной.

— Клиенты рассказывали, что после звонка «из полиции» они сразу же искали в сети номер, с которого звонили, и он действительно совпадал с номерами МВД. Так что мошенники постоянно совершенствуют свои приемы — как и мы. У нас с ними бесконечная война, — заключает Светлана.

Если статья вам понравилась, ставьте лайк,  подписывайтесь на мой канал  , чтобы не пропустить следующие материалы. Спасибо, что дочитали эту статью до конца!

#телефонные мошенники #безопасность #банки