Найти тему
Журнал МОСТ

Современное искусство Южной Кореи умеет удивлять

pkmgallery.com
pkmgallery.com

Южная Корея — одно из самых технологически развитых государств. Искусство здесь, подобно науке, находится в непрерывном поиске новых форм и методик. Художники этой страны совмещают в своем творчестве как традиционные аспекты культуры, так и современные течения. О том, как эти контрасты уживаются друг с другом, и о главных фигурах южнокорейского искусства — читайте в нашем материале.

В 2020 году в честь 30-летия со дня установления дипломатических отношений между Россией и Кореей в Государственном Эрмитаже состоялась выставка современного южнокорейского искусства. «Я уверен, что эта выставка и знакомство с произведениями искусства корейских современных художников именно в Эрмитаже — еще один важный шаг вперед, открывающий новые горизонты, а также прекрасная возможность… для взаимопроникновения двух культур», — отметил Квон Донг Сок , генеральный консул Республики Корея в Санкт-Петербурге. Это событие демонстрирует неравнодушие России к южнокорейским традициям.

Культура Кореи интересна историей своего становления. На рубеже 50–60 гг. XX века искусство региона развивалось в условиях кризиса, вызванного только что завершившейся Корейской войной. Сейчас мы наблюдаем за тем, как художники переосмысливают это травматичное прошлое в своих работах. Это обстоятельство не могло не повлиять на арт-рынок Кореи в настоящем.

Для современного искусства Южной Кореи важна деятельность Ли Бул — известной художницы, чьи работы уже заслужили мировое признание и выставлялись в таких крупных городах, как Нью-Йорк, Сидней, Берн, Токио, Берлин. В 1999 и 2019 годах Ли Бул участвовала в Венецианской арт-биеннале. С ноября 2020 года по январь 2021 года в Санкт-Петербурге проводилась первая в России выставка художницы под названием «Утопия Спасенная». Кураторы проекта, Сунджун Ким и Суджин Ли, подчеркнули : « Ли Бул использует символы и метафоры утопического модернизма, которые она трансформирует, аллегорически изображает и соединяет в своих произведениях. Она взаимодействует с утопическим модернизмом самобытно и критически, с глубоким пониманием и фантазией». В ее творчестве представлены и перформансы. Например, « Аборт ». В нем, будучи обнаженной, девушка висит вниз головой, облизывая леденцы и рассуждая о запрещенных абортах. Инсталляция « Желание быть уязвимым » напоминает цирк, заброшенный и забытый. Идея этой работы тесно связана с представлениями о воображаемом будущем, а легкие материалы, из которых сделана инсталляция, наводят нас на мысль о том, что это будущее невозможно поймать.

Корейский художник Со Дохо в своем творчестве раскрывает тему становления личности. Работа « Униформы. Автопортреты: Мои 39 лет », созданная в 2006 году — это инсталляция, посвященная тому, как художник осмысляет свой жизненный путь: разные костюмы говорят о тех социальных ролях, которые Со Дохо «сыграл» к моменту своего 39-летия. Со Дохо пытается понять, как внутренний мир человека трансформируется на пути социализации. В творчестве художника, как отметил историк Хун Сук Ли, сочетаются национальная уникальность и опыт проживания за рубежом. Со Дохо с помощью полупрозрачной хлопчатобумажной ткани также занимается созданием макетов жилых помещений, в которых он жил в разное время в Южной Корее и США. Такие композиции можно перевести буквально в чемодане и даже в чужом месте почувствовать присутствие дома. Так художник затронул вопрос перемещения фиксированного пространства при переезде из привычного места в незнакомое.

choigeonghwa.com
choigeonghwa.com

Квон Осан — художник, создающий скульптуры из фотоснимков, наклеенных на пенопласт. Из кадров мастер делает объемные фигуры своих моделей. Вдохновением для этих работ послужил современный культ гламура и потребления, в рамках которого фотографии с обложек журналов заменяют действительность. Скульптуры Квона Осана пронизаны мыслью о том, что представители современного поколения способны воспринимать друг друга лишь через глянец снимков. В работах художника можно найти и отголоски греческой традиции: сходство выражается в позах, которые принимают модели.

Чхве Чонхва можно считать одним из наиболее ярких художников современной Южной Кореи: он создает инсталляции из мусора и предметов быта и верит , что любая вещь может быть настоящим произведением искусства. В творчестве Чхве Чонхва виден протест. Художник заставляет зрителей задуматься о том, кто выбирает, что может называться искусством, а что нет. Он учит представлять, воображать формы в невзрачных, на первый взгляд, композициях. Выставки Чхве Чонхва уже увидели в Ричард Гэлери во Франции и Пекинском музее изобразительных искусств в Китае.

«Крестной матерью корейского феминизма» считают художницу Юн Соннам . Она вырезает плоские фигуры из деревьев, а затем красками изображает на них женщин, поднимая тему о материнстве и женской судьбе. Например, серия « Розовая комната » — это инсталляция: из мягкой мебели розового цвета торчат острые металлические крюки. На предметах интерьера помещены фигуры богато одетых женщин, напуганных ожиданиями, которые на них возлагает общество. Идея заключается в том, что даже в привычной, комфортной обстановке, девушки подвержены серьезному психологическому давлению.

С 1970-х гг. «восточность» для искусства Южной Кореи больше не считается признаком отсталости. Художники начали поиск новых форм, что впоследствии привело к пониманию современности как синтеза глобальных и традиционных ценностей. Период с 2000-х гг. можно считать эпохой концептуального искусства. Для восточноазиатских художников, в первую очередь, важна мысль, и только во вторую — форма. Хотя, как считает преподаватель Школы востоковедения в НИУ ВШЭ Елена Хозлова , они все же привыкли доводить свои работы до совершенства. Примечательно, что сегодня все произведения на выставках сопровождает безчакканотха — записка автора, поясняющая концепцию работы. Задача творца — не только рассказать, но и объяснить зрителю свою идею.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц