Найти тему
Валентин Павлов

Продолжение исследований, связанных с леонардо да Винчи и его картины "джоконда". Или куда ни кинь-всюду клин

ПРОДОЛЖЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ И ЕГО КАРТИНОЙ «ДЖОКОНДА». Или куда ни кинь - всюду клин.

Сильвано Винчети
Сильвано Винчети
Замок Амбуаз и часовня  Сен-Юбер (слева)
Замок Амбуаз и часовня Сен-Юбер (слева)
Бюст Леонардо да Винчи в Амбуазе
Бюст Леонардо да Винчи в Амбуазе

В предыдущей статье мы рассказали о том, как Президент не государственного Итальянского Национального Комитета по культурному наследию синьор Сильвано Винчети потерпел фиаско в проекте по воссозданию прижизненного изображения донны из Флоренции Лизы Герардини для последующего сравнения с портретом «Джоконда».

В том, что под нефом церкви монастыря Святая Урсула во Флоренции не нашли целых черепов людей, захороненных 500 лет назад, вины организатора раскопок нет. Виноваты природа и время. Сильвано Винчети оставил свою затею с уверенностью, что в век технологического прорыва наука выйдет на новый уровень, который обеспечит, по мельчайшим частицам черепа, доставленным с места раскопок в Болонский университет для исследования, воссоздание женского лица и это будет лик Лизы дель Джоконда. «Блажен тот, кто верует».

Отвлечёмся на гипотетическое построение. Предположим:

- в ходе раскопок на территории церкви монастыря Святой Урсулы во Флоренции без особых проблем со слов историка искусств Томаза Монтанари найдена сотня человеческих останков;

- из общей массы радиометрическим методом определены и отобраны женские останки, датированные 1542 годом или около этой даты;

- в церкви Святая Аннунциата во Флоренции успешно вскрыт фамильный склеп семьи Джокондо. У останков Пьеро-сына Лизы взят пригодный для исследования биоматериал;

- специалисты Болонского университета сравнили генетические характеристики сына Пьеро с костями, доставленными на исследование в 8 мешках, и выявили кости, включая череп, принадлежащий Лизе дель Джокондо;

- антропологи на компьютере, нарастили череп 63-летней Лизы мышцами и омолодили её лицо до 25-летнего возраста, а затем передали картинки заказчику.

Какие у Сильвано Винчети есть шансы, что привлечённые маститые эксперты вынесут вердикт ( как 12 присяжных в суде) – на Луврском портрете «Джоконда» изображена Лиза Герардини.

По нашему мнению, шансов нет никаких. Поясняем. До момента проведения процедуры сравнения потребуется иметь официальное неоспоримое заключение авторитетных мировых экспертов, что экспонируемая в Парижском Лувре картина «Джоконда», как объект сравнения, является подлинным произведением Леонардо да Винчи.

Затем представительной комиссией предстоит провести процедуру сравнения изображения на картине «Джоконда» с восстановленным виртуальным изображением Лизы Герардини. Здесь, как говорится: «Бабушка на двое сказала».

Общеизвестно, что после того как купец Франческо дель Джокондо в 1506 году отказался от портрета жены и от художника, Леонардо дописывал портрет не ориентируясь на первоначальную модель-натурщицу – Лизу Герардини.

Иными словами, Луврская «Джоконда» - это ретроспективный ( посмертный) портрет матери Леонардо да Винчи - Катерины ди Мео Липпи с точностью, насколько позволяла внешность модели Лизы Герардини, а также замысел и воображение художника. В любом случае, Леонардо освобождённый от всех обязательств, 7 лет (1506-1513) левой (ближе к сердцу) рукой совершенствовал портрет, называемый им «Джоконда», не переставая думать о любимой Катерине.

По мнению ряда учёных (Пьеро Марании, Морис Леже и др.) портрет «Джоконда» превратился в собирательный идеализированный образ. При таком раскладе вопрос, касающийся подтверждения тождественности изображений можно опустить. По мнению искусствоведа Эндрю Грехем-Диксон Лувр, не смотря ни на что, будет противиться любому отклонению от основной версии – на портрете Лиза Герардини. Чтобы в глазах туристов не разрушать привычный стереотип.

Сильвано Винчети, попавший в сложную ситуацию, вызывает сочувствие. Но энергии ему не занимать. В 2013 году на Рождество Христово и Новый Год Президент Национального Комитета по культурному наследию инициирует проведение с размахом общественных мероприятий в честь100-летия со дня возвращения 4 января 1914 года Италией во Францию украденной в 1911 году из Лувра картины «Джоконда».

Присутствие самой картины во Флоренции на торжествах весьма желательно. Но Лувр отказывает в просьбе. Сильвано Винчети не сдаётся. Он инициирует сбор подписей поклонников таланта Леонардо да Винчи и вместе с письменным обращением на имя министра культуры Франции Аурелии Филипетти направляет петицию с 150000 подписями. Ответил заместитель министра культуры Винсенто Берджо, что техническое состояние картины не располагает к путешествию. Неугомонный Сильвано Винчети собирался даже обратиться к жене экс-президента Франции Николя Саркази, Карле Бруни, итальянке по происхождению.

Говорят, что располагая портретом проще обратным ходом изготовить убедительную документацию и воссоздать виртуально облик женского лица, а затем предложить его экспертам для проведения процедуры сопоставления на тождественность. «Голь на выдумку хитра». Особенно когда кто-то в таком исходе заинтересован.

Запись в реестре церкви «Сан Флорентин» в Амбуазе от 3 августа 1519 года гласит: «В галереи этой церкви похоронен Леонардо да Винчи, Миланский дворянин, первый живописец, инженер и архитектор короля, государственный мастер механики и бывший живописец Миланского герцога». Но эта церковь была разрушена в ходе религиозных войн между протестантами и католиками в ХУ1 веке. В 1864 году после нескольких перезахоронений предположительно останки Леонардо да Винчи перезахоронили в часовне Сен –Юбер (Губерт). Наивный синьор Винчети не один год добивается разрешения у Франции взять с места захоронения кусочек биоматериала для исследования. Но власть, не уверенная в том, что под могильной плитой с надписью LEONARDO DA VINCI лежат его останки, никогда не разрешит доступ во внутрь. Может оказаться , что там костей Леонардо да Винчи вообще нет. Если такое обнаружится , то дотошные журналисты спуску не дадут и тут же «раздуют кадило», сопровождая свои памфлеты язвительными стишками типа: «Удивили всю Европу, показали простоту. Столько лет лизали п..у, оказалось, что не ту». А это отвадит туристов. Вместе с ними страна лишится дохода , исчисляемого миллионами евро в год

Если костей гения Леонардо да Винчи под плитой нет, то честнее было объявить людям, что это кенотаф. Как в Павийской Чертозе. Там на саркофаге лежит мраморное парное надгробие супругов Лодовико Сфорца и Беатриче де Эсте, но все знают . что здесь ни чьих костей нет. А поминальные цветы в Амбуазе можно предложить возлагать у белого бюста Леонардо да Винчи.

И вообще, туристический бизнес в Амбуазе изменится после того, как во Французском городе Лош извлекут из под берм церкви Сент-Урс саркофаг с мощами экс-герцога Миланского Лодовико Мария Сфорца (1452-1508), у которого гений Леонардо да Винчи служил 18 лет. А во Франции он находился только 2,5 года.

А неутомимому синьору Сильвано Винчети остаётся искренне посочувствовать.

Валентин Павлов vpavlov1939@mail.ru