Живопись — совершенно особый вид искусства. Еще наши предки, занимавшиеся охотой и собирательством и греющиеся по вечерам в пещере около костра, оставляли на каменных стенах память о себе: о том, что и они когда-то жили, путешествовали, думали и боролись за свою жизнь. Именно об этой древней борьбе и рассказывает нам наскальная живопись, найденная в пещере Альтамира.
Пещера Альтамира была открыта в 1879 году археологом Марселино Санс де Саутуола. Любопытный факт: в день открытия археолог взял с собой на работу свою 9-летнюю дочку, которая также считается полноправным первооткрывателем этого искусствоведческого чуда.
Все рисунки в пещере выполнены с поразительной точностью и детализацией. Так, пещера знаменита изображениями бизона, лошади и кабана, которые полностью соответствует всем анатомическим знаниям об этих животных. Кроме того, поражает разнообразие инструментов, которыми пользовались наши предки, жившие в эпоху позднего палеолита: уголь, охра, гематит…
Живопись и христианство
Иконопись, как важнейшая стезя в истории искусства, является одной из самых древнейших и популярных форм живописи. Именно поэтому расскажем о, пожалуй, самой знаменитой иконе в истории человечества — Христос Пантократор из Синайского монастыря, созданной в VI веке нашей эры.
Только представьте: именно это изображение Иисуса Христа стало в некотором роде «каноническим», «единственно верным». Благодаря этой иконе образ Иисуса Христа как человека с длинными темными волосами и худым вытянутым лицом навсегда закрепился в умах людей, дойдя до нашего времени практически без изменений.
Век Леонардо
Говоря о самых известных картинах всех времен невозможно не упомянуть Леонардо да Винчи. Предлагаем вспомнить два его наиболее известных и поражающих воображение произведения.
Первое монументальное произведение — «Тайная вечеря» (1495 — 1498). На ней изображена последняя трапеза Иисуса Христа и его учеников — двенадцати апостолов. Картина полна отсылками к библейским текстам и многочисленными подсказками.
Так, обратим ваше внимание, что единственный человек, поставивший на стол локоть — Иуда. Он же сжимает в кулаке небольшой мешочек (вполне вероятно, с теми самыми монетами, которые ему заплатили за предательство). Иисус же вписан в самый центр композиции, как зрительно, так и ментально: руками он указывает на хлеб и вино, символизируя тем самым плоть и кровь.
Наверняка вы знаете о том, что Леонардо да Винчи был не только художником, но и ученым, математиком, изобретателем, музыкантом… И в этой картине он проявил не только свой талант живописца. Так, например, в «Тайной вечере» всё напоминает от цифре 3 и треугольнике: апостолы сидят по трое, в комнате три окна, фигура Иисуса вписана в правильный треугольник, с каждой стороны комнаты по три проёма, а в потолке видно ровно тридцать отверстий.
Вторая картина — «Джоконда» или же, как ее принято называть сейчас, «Мона Лиза». Считается самой дорогой картиной в мире. Впрочем, в этих словах есть доля обмана: у «Джоконды» вообще нет цены. Руководители французского Лувра, где она сейчас хранится, а также власти Франции, неоднократно заявляли, что картина не будет продана никогда, никому и ни за какие деньги.
На полотне изображена госпожа Лиза дель Джокондо. Кто она такая — неизвестно, но наиболее распространенное предположение гласит, что «Мона Лиза» — не кто иная, как супруга торговца шелком из Флоренции.
Поговорим о том, почему «Джоконда» является не только самой дорогой картиной мира, но и единственной картиной, которую просто нельзя купить. Причина этому — улыбка. Улыбка Моны Лизы — одна из самых знаменитых и до сих пор неразгаданных тайн живописи. Писатель Теофиль Готье говорил: «В эту женщину и ее улыбку опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя». Улыбка женщины, написанной кистью Леонардо да Винчи, скромна, застенчива, и в то же время игрива и непокорна. Взгляд Моны Лизы, также как и улыбка — спокойный, скромный, и вместе с тем преисполненный интересом и озорством.
Пытаясь объяснить эту улыбку, многие современные исследователи сходятся во мнении о том, что улыбка эта обращена непосредственно к художнику. Она была поражена тем, как ясно и полно он увидел ее душу, образ, как сумел заглянуть внутрь ее естества. Но она, как и любая женщина, не хочет показать мужчине всю себя, она хочет сохранить в себе тайну, и она смотрит на него намеренно легко и спокойно, чуть улыбаясь, в то время как да Винчи понимает это и пишет Джоконду такой, какая она есть на самом деле, словно бы «раздевая» ее догола — оголяя ее душу и сущность.
Продолжение следует.
Делитесь своим мнением, какие картины в истории мировой живописи вы считаете наиболее знаковыми? Подписывайтесь на страницу официального сообщества Artiteq, чтобы оставаться в курсе мировых трендов в дизайне, живописи и галерейном деле!