Найти в Дзене
Слева наПраво

Налоговый контроль за расходами гарждан

Приветствуем вас, уважаемые читатели!
После длительного перерыва мы возобновляем ведение нашего правового канала)
Возвращаемся с темы о налоговом контроле расходов физических лиц.

Фото из открытых источников (www.pixabay.com)
Фото из открытых источников (www.pixabay.com)

С 17 марта начали работать новые правила, по которым банки должны отправлять налоговым органам по запросу всю необходимую информацию, позволяющую оценить состояние счетов и доходы граждан. Банки будут передавать копии паспортов, сведения о реальных владельцах счетов, получателей переводов и прочее.

Таким образом, налоговый орган будет иметь внушительный объем информации о движениях средств по счетам граждан и сможет точнее проанализировать соответствие доходов и расходов налогоплательщиков. Однако налоговые органы не могут доначислить налоги только на основании дорогостоящих покупок. Проверка отдельных граждан — это очень сложный, долгий и затратный для налоговиков процесс.

Сначала ФНС нужно выяснить происхождение актива и направить налогоплательщику требование о предоставлении информации. Затем — предложить заплатить налог (если будет установлено, что человек недоплатил со своих доходов) или назначить налоговую проверку. В итоге последуют доначисления налогов и штрафов.

Чтобы иметь полный контроль за расходами россиян нужны поправки в Налоговый кодекс.

Налоговые органы не доначисляют НДФЛ из-за крупных расходов, которые превышают доходы, потому что судебная практика стоит на стороне граждан. Сам же факт расходов не подтверждает, что гражданин получил облагаемые доходы в такой же сумме.

При дорогостоящих покупках, превышающих годовой доход человека, можно объяснить налоговой службе, что эти деньги собирались в течение нескольких лет или деньгами помогли родственники и друзья.

Кроме того, превышение расходов над доходами в течение налогового периода не свидетельствует о том, что какие-либо доходы не были задекларированы физическим лицом, и не является основанием для увеличения налоговой базы хотя бы потому, что порядок ее определения в ст. 210 НК РФ строится на оценке именно доходов и не допускает отождествления с ними расходов

Также отметим, что превышение расходов над доходами - один из случаев распределения семейного бюджета, когда возможна ситуация, что у налогоплательщика будут только расходы при отсутствии доходов (например, оплата студентом обучения в вузе за счет денег, переданных ему родителями).

Следовательно, налоговый контроль расходов предполагает проверку финансов не только самого налогоплательщика, но и всех лиц, которые связаны с ним родственными, семейными отношениями и могут делиться с ним своими доходами без оформления документов.

Помимо членов семьи и родственников налогоплательщик может получать денежные средства от других физических лиц, например, друзей.

В свою очередь, даже подтверждение того факта, что налогоплательщик получил денежные средства для оплаты своих расходов от другого физлица, не является гарантией того, что полученные таким образом средства происходят из законных источников.

Вместе с тем, даже оплата покупок банковскими картами не дает гарантий точного распределения расходов между физическими лицами, так как сами карты могут передаваться одним лицом другому, главным образом внутри семьи.

Закон, который расширяет доступ налоговиков к банковским и другим данным, продолжает тренд на автоматизацию процесса и распространение практики на всё большее количество граждан. ФНС все же надеется, что, возможно, через несколько лет она будет получать данные об операциях напрямую и полностью в автоматическом режиме, что позволит налоговикам точнее получать информацию о доходах и расходах граждан и на ее основании делать выводы об уклонении от уплаты налогов.

Делитесь своими мнениями в комментариях!

Подписывайтесь на наш канал и наши соцсети (ссылки в шапке профиля).