Выпускник, признавайся, твой любимый блок на ЕГЭ по обществознанию - это «Человек и общество» ?! Я уверена, что ты был бы счастлив, если в день экзамена увидел бы КИМ с большим количеством заданий по этому направлению. А сможешь ли ты быстро назвать характерные признаки традиционного общества? А индустриального? Да, даже в этой теме найти подводные камни и совершить ошибки, которые могут стоить вам драгоценных баллов! Преподаватель по обществознанию онлайн-школы подготовки к ЕГЭ EXAMhack Александра Речкина (нажми сюда, чтобы забрать подарок) поделится конспектом темы "Общество как система"! Поэтому открывай свой черновик и начинай записывать полезный материал :)
Общество как динамичная сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система – включает в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединённые согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.
Рассмотрим характерные черты общества как системы:
ОСНОВНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ ОБЩЕСТВ
По уровню развития технологии (стадиальный подход) :
- традиционное (аграрное);
- индустриальное (промышленное, фабричное);
- постиндустриальное (информационное).
1. Традиционное общество
Главной ценностью являлась земля.
2. Индустриальное общество (промышленное, фабричное, массовое, механизированное, автоматизированное, многосерийное) (с сер.19 до сер. 20 века) Формируется с момента завершения промышленного переворота. Промышленный переворот-замена ручного труда машинным
3. Постиндустриальное общество (с сер.20 века и по сей день) (сетевое, информационное, электронное)
!! Нас интересует прежде всего последняя классификация, которая показывает нам ту самую многовариантность общественного развития и делит общество на типы в зависимости от общественного развития
- ТРАДИЦИОННОЕ (доиндустриальное, аграрное) ОБЩЕСТВО
Традиционное общество возникло как первый этап существования общества в глубокой древности.
Изначально было основано на кровном родстве членов – клан или род являлся его базовой единицей, имущественного расслоения практически не существовало
Примером традиционного общества могут служить примеры из истории: например, история Древнего Египта, Рима , Киевской Руси и т.д. .
Особенности:
В экономике:
- господство натурального (сельского) хозяйства и примитивного ремесла
- преобладают экстенсивные методы производства
- отсутствие техники (преобладают ручные орудия труда)
- неразвитый обмен ( всё изготавливается не для продажи, а для личного потребления)
- господство общинной, корпоративной, государственной форм собственности
В политике:
- общество консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне, изменения происходят медленно и спонтанно
- чаще всего форма правления – монархия
- правовая незащищенность человека
- внеэкономическая зависимость (рабство и феодализм осуществлялись с помощью силы)
В социальной сфере:
- социальная структура стабильна ( сословные деления: духовенство, дворянство, купечество, крестьянство, касты)
- социальная мобильность отсутствует
- преобладают патриархальные семьи (многопоколенные)
В духовной сфере:
- духовная сфера приоритетна перед экономической
- господство религии
- низкий уровень образования, неграмотность населения
- ограниченный доступ к культурным ценностям
Лишь ограниченное число людей (представители религиозного культа (духовенство)) были грамотными, устная информация преобладала над письменной. Большое значение имела власть конкретного человека или института.
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ (научно-техническое) ОБЩЕСТВО
Пример: Англия в 19 веке, центральная Европа и Америка в 20 веке, Россия – становление ИО в конце 19 века, продолжение в начале 20 века
Особенности:
В экономике:
- широкое производство товаров массового потребления
- рост количества заводов и фабрик, промышленное производство
- развитая промышленность, основанная на машинной технике(массовая, многосерийная, механизированная, автоматизированная)
- интенсивные методы производства заменяют экстенсивные
Интенсивные методы производства – это методы увеличения продукции за счет совершенствования орудий труда, роста производительности труда, внедрений новых технологий, повышения квалификации и переучения работников и т.д. (черта индустриального общества).
- рыночная экономика и научно-технический прогресс (НТР) становятся основой изменений общества (в конце 19 века были изобретены: паровая турбина, бензиномоторный автомобиль, радио, кинофильм, самолет, телевидение)
- происходит развитие товарно-денежных отношений, деньги становятся общим эквивалентом ценностей.
В политике:
- индивид активно вовлечен в политическую жизнь
- расширение прав и свобод человека
- демократические формы правления
- осуществление принципа разделения властей
- происходит становление гражданского общества
В социальной сфере:
- освобождение зависимости индивида от религии
- возрастает уровень социальной мобильности
- на смену сословному делению приходит классовое: выделяются новые классы – промышленный пролетариат (рабочие) и буржуазия (владеют собственностью и живут на средства от собственности)
- зарождение глобальных проблем человечества
- появляются партнерские семьи (демократические)
- урбанизация (рост городов)
В духовной сфере:
- Развитие НТП (научно-технического прогресса)
- Появление массовой культуры
- Рост образовательного и культурного уровня населения
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ (информационное) ОБЩЕСТВО
Пример: Япония, Сингапур, Россия, Америка.
О постиндустриальном обществе заговорили впервые, когда четко наметилась тенденция объединения всех народов и стран в планетарном масштабе в единую цивилизацию.
О таком масштабном единении стало возможно говорить начиная со второй половины ХХ века, когда появились и начали распространяться компьютерные технологии.
Становление информационного общества связано с информационной революцией конца XX века, появлением интернета и началом глобализации общества.
Особенности:
В экономике:
- на первый план выдвигается сфера услуг
- мелкосерийное производство, нацеленное на потребительский спрос
- происходит индивидуализация массового производства и потребления
В политике:
- увеличение роли человека, его личности, индивидуальности
- формирование правового государства
- дальнейшее развитие демократии
В социальной сфере:
- дальнейшее развитие лифтов вертикальной мобильности (высокая)
- увеличение роли горизонтальной мобильности; люди становятся менее зависимыми от территории проживания и часто меняют место жительства
- дальнейшее развитие гражданского общества
- стирание классовых различий за счет доступности информации, ставшей главным ресурсом
- преобладание среднего класса
В духовной сфере:
- ведущая роль науки, знания и информации в обществе
- появление наукоемких, энерго-и ресурсосберегающих технологии, нано-технологии
- непрерывное образование (в современном обществе человек вынужден учиться на протяжении всей жизни: повышение квалификации, переквалификация)
! Постиндустриальное общество неразрывно связано с понятием глобализации !
Специально для тебя я сгруппировала весь материал в табличку, поэтому сохраняй ее и делись со своими друзьями!
Продолжай готовиться к ЕГЭ по обществознанию по нашим интересным и полезным конспектам! Просто нажми сюда и закрепляй свой результат перед экзаменом :)