Наряду с другими важнейшими новозаветными свидетельствами в книге Откровение возвещаются семь обетований, адресованных «побеждающему», — а также семь обетований блаженств, каждое из которых прорисовывает положение и состояние человека, твердо стоящего на пути веры. А поскольку все условия и обстоятельства, препятствующие обретению и достижению этих обетований, есть собирательные признаки «сего века», — вполне очевидно, что «семеричные» обетования Откровения пребудут актуальными все новозаветные времена и призваны поддерживать, ободрять и укреплять каждого христианина, выходящего на духовную брань с собственной немощью, с мирскими соблазнами и с «духами злобы поднебесной» (Еф.6:12).
(В этом смысле знаменательными являются даже грамматические формы тех утверждений, в которых возвещаются новозаветные обетования. Ведь слово «побеждающий» — это причастие настоящего времени несовершенного вида, обозначающее еще не победившего окончательно, но неуклонно приближающегося к победе не в прошлом, и не в будущем, а сегодня и сейчас. И точно такую же грамматическую форму имеют причастия, сопровождающие прилагательное «блажен», т.е. «читающий», «слушающие», «бодрствующий», «хранящий» и т.д., — поэтому нет сомнений, что каждая из этих характеристик прямо связана со свидетельствами о «побеждающих» и описывает тех, кто готов день за днем преодолевать все физические и духовные препятствия, отделяющие человека от блаженства во Христе)
Кроме того, можно заметить, что семь обетований побеждающему и семь новозаветных блаженств в самом возвышенном смысле соответствуют не только друг другу, но и всем без исключения подобным свидетельствам из других книг Св. Писания.
(С той небольшой оговоркой, что в отношении «побеждающих» подобные непреложные обещания представлены как «великие и драгоценные обетования», дарованные христианам свыше, 2 Пет.1:3-4, — а условия достижения семи библейских блаженств отражают соответствующие этим обетованиям действия, положения и состояния самого человека, и в этом смысле больше похожи на заповеди)
А поскольку обетования побеждающим и обетования блаженств и «открывают», и завершают книгу Откровение, — есть все основания утверждать, что они входят в число самых важных и самых знаменательных свидетельств всего Св. Писания.
Семь обетований побеждающему
Почти все обетования побеждающим возвещаются в первой части книги Откровение, что самым очевидным образом соответствует общему содержанию «Послания семи церквям», где представлены прямые обращения Господа ко всей полноте Своей Возлюбленной Церкви.
При этом каждое из семи обетований побеждающему прямо продолжает смыслы тех библейских блаженств, которые предвозвещали ветхозаветные пророки, а затем подтверждал и утверждал в Своей земной проповеди Сам Господь:
1. Обетование вкушения от древа жизни («…побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия», Откр.2:7)
(Сравн. – Пс.15:11, Пс.33:9, Лк.6:20, Иак.1:12, в Нагорной проповеди — Мф.5:3)
2. Обетование свободы от власти смерти («…побеждающий не потерпит вреда от второй смерти», Откр.2:11).
(Сравн. – Пс.15:11, Пс.145:5-7, Иак.1:12)
3. Обетование причастности «хлебу небесному», то есть к Слову жизни и к живительным Божественным истинам («…побеждающему дам вкушать сокровенную манну…», Откр.2:17), которое сопровождается свидетельством о принадлежности побеждающего к народу Божьему («…и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает», Откр.2:17).
(Сравн. – 3 Цар.10:8, Иов 5:17, Пс.33:9, Пс.93:12, Пс.145:5-7, Прит.3:13,18; Втор.33:29, Пс.32:12, Пс.143:15; Мф.16:17, Лк.6:21, Лк.14:15, Иак.1:25, в Нагорной проповеди – Мф.5:6)
4. Обетование власти над язычниками («Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным…», Откр.2:26-27), которое «удостоверяется» даром пророчества («…и дам ему звезду утреннюю», Откр.2:28, сравн. – Откр.11:3-6).
(Слово о «звезде утренней» из Откр.2:28 в точности соответствует апостольскому свидетельству из 2 Пет.1:19-21, согласно которому восход «утренней звезды — Христа» возвещает наступление «светлого дня» не только в мире, но и в человеческом сердце, — а такое состояние означает причастие уверовавших духу пророческому: «…ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества», Откр.19:10.
Другими словами, в новозаветном обетовании «власти над язычниками» воплощается не только Царская, но и Пророческая власть Самого Господа и Спасителя)
(Сравн. – Пс.2:7-9, Откр.12:5, Откр.19:15; Пс.93:12, Мф.16:17, Иак.1:25)
5. Обетование прощения грехов и небесного заступничества Христа («Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его», Откр.3:5).
(Сравн. – Пс.31:1-2, Пс.64:4-5, Рим.4:6-8; Пс.2:11-12, Пс.15:9-11, Пс.145:5, Иак.1:12)
6. Обетование вечной причастности Небесной обители, Богу и Христу («Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое», Откр.3:12).
(Сравн. – Пс.32:12, Пс.64:5, Пс.83:5-6,13; Иак.1:25, а в Нагорной проповеди – в Мф.5:8)
7. И, наконец, обетование царствования с Господом и Спасителем в будущем веке («Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его», Откр.3:21).
(Сравн. – Пс.15:11, Пс.64:5, Пс.83:5)
Кроме того, весьма знаменательно, что семь различных новозаветных обетований, адресованных «побеждающему», возвещаются в самом начале книги (Откр.2 – Откр.3), — а завершает Откровение Иоанна Богослова обетование вечного усыновления, в котором исполняются все семь «отдельных» обетований «Послания семи церквям», сравн.:
Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном (Откр.21:7)
Возвещение семи блаженств
В отличие от обетований побеждающим, утверждения «семи блаженств» не выделены в книге Откровение в прямые обращения, которые были бы адресованы всей новозаветной Церкви.
Более того, некоторые из новозаветных блаженств возвещаются в том числе и «внутри» пророческих видений, — так что подобные свидетельства можно посчитать не глобальными (т.е. относящимися ко всем без исключения христианам от всех времен и народов), а локальными (т.е. ограниченными контекстом соответствующего сюжета).
Однако с учетом того обстоятельства, что свидетельства о новозаветных блаженствах и открывают, и завершают всю книгу, и при этом представлены знаменательным числом «семь», — есть все основания утверждать, что они имеют единый глобальный смысл, принадлежащий всей Церкви, всей книге Откровение и всему Св. Писанию:
1. «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем» (Откр.1:3)
(Сравн. – «Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его. Они не делают беззакония, ходят путями Его», Пс.118:2-3; Пс.2:11-12, Пс.88:16, Пс.93:12, Пс.127:1, Прит.8:34, Прит.29:18, Мф.13:16, Мф.24:45-46, Лк.10:23, Лк.11:28, Лк.12:37-38)
2. «Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр.14:13).
(Сравн. – «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его… Господь разрешает узников…», Пс.145:5-7; «…блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных», Лк.14:14; Пс.15:9-11, Пс.31:1-2, Пс.39:5, Пс.40:2-3, Прит.14:21, Прит.16:20, Лк.6:21, Рим.4:6-8)
Кроме того, смыслам посмертного воздаяния добром за добро посвящена значительная часть Нагорной проповеди (Мф.5:3-11) и множество других эпизодов Св.Писания.
3. «Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» (Откр.16:15).
(Сравн. – «Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время!», Пс.105:3; «Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им», Лк.12:37; Пс.1:1-2, Пс.2:11-12, Пс.39:4-5, Пс.111:1, Пс.118:1-3, Пс.127:1-2, Прит.8:32-34, Прит.28:14, Мф.24:45-46, Лк.11:28, Лк.12:42-43, Ин.13:16-17, 1 Пет.3:14; в Нагорной проповеди –Мф.5:8)
4. «Блаженны званые на брачную вечерю Агнца» (Откр.19:9).
(Сравн. – Пс.2:11-12, Пс.31:1-2, Пс.32:12, Пс.64:5, Пс.83:5, Пс.126:3-5, Пс.143:11-15, Лк.14:15-24, Лк.6:20, Рим.4:6-8; в Нагорной проповеди – Мф.5:3 и Мф.5:8)
(Здесь можно отметить, что прямые аналогии этому обетованию в Ветхом Завете практически не встречаются, поскольку единение Христа и Церкви по образу брака оставалось тайной и было возвещено во всеуслышание только во времена Нового Завета: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви», Еф.5:32)
5. «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр.20:6).
(Сравн. – «Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя», Пс.83:5; Пс.15:9-11, Пс.31:1-2, Пс.32:12, Пс.64:5, Мф.11:6, Лк.6:22-23, 1 Пет.3:14, Иак.1:12, Рим.4:6-8, в Нагорной проповеди – Мф.5:10-11)
А с учетом того, что участники «воскресения первого» приняли «поругание Христово» (сравн. – Евр.13:13-14, Откр.12:11), — гонения за слово Божье есть прямое свидетельство причастности человека к новозаветным блаженствам (сравн. – «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня», Мф.5:11; «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас...», 1 Пет.4:14)
6. «…и будут царствовать во веки веков…. Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей» (Откр.22:5,7).
(Сравн. – «Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи», Пс.88:16; «А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его», Лк.11:28; Пс.93:12, Пс.118:1-3, Пс.127:1-2, Прит.29:18, Ин.20:29)
7. «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр.22:14).
(Сравн. – «Аллилуия. Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его», Пс.111:1; «Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!», Прит.8:34; Пс.1:1-2, Пс.2:11-12, Пс.39:4-5, Пс.40:2-3, Пс.93:12, Пс.118:1-3, Пс.127:1, Прит.8:32-36, Прит.29:18, Мф.24:45-46, Лк.11:28, Ин.13:16-17)
Таким образом, достаточно очевидно, что возвещенные в Откровении Иоанна Богослова заповеди блаженства вместе с семью обетованиями побеждающему представляют собой единое свидетельство об исполнении в духовной реальности Нового Завета всех без исключения библейских обетований.
Семь единых смыслов новозаветных обетований книги Откровение
Несмотря на то, что обетования побеждающим и заповеди блаженств возвещаются в книге Откровение отдельно друг от друга, — в эсхатологической перспективе они соединяются в семь единых и всеобщих новозаветных смыслов.
1. Обетование вечной жизни
представлено в Откровении в образе вкушения плодов от древа жизни, причем Небесный град Иерусалим, где находится это древо, во всех смыслах соответствует библейскому раю:
…побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия (Откр.2:7)
Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами (Откр.22:14)
А это означает, что те, кто «соблюдают заповеди Его» и имеют право «войти в город воротами», по сути возвращаются в рай (из которого человек был изгнан, когда через грехопадение Адама умер во грехе), и получают доступ ко всем его благодатным плодам (Откр.22:2-4, сравн. с состоянием после грехопадения: «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни», Быт.3:24).
И такой же смысл (причастия к древу жизни) относится свидетельство о неуязвимости побеждающих для «жала смерти» («…побеждающий не потерпит вреда от второй смерти», Откр.2:14), которому соответствует блаженство первого воскресения («Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа…», Откр.20:6).
Кроме того, согласно свидетельствам Откровения блаженными являются не только причастники первого воскресения, но и те, кто упокоился в Господе до последнего дня, пребывая в окружении дел, совершенных в вере («…отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними», Откр.14:13, сравн. – Откр.20:5).
2. Обетование причастия книге жизни
Смыслы обетования вечной жизни продолжает обетование «побеждающим», в соответствии с которым их небесные имена написаны в книге жизни, что свидетельствует о принадлежности таких людей народу Божьему:
И дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает (Откр.2:17)
и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его (Откр.3:5)
А в обетованиях новозаветных блаженств принадлежность человека к Богу и Его народу прорисована в образе послушания Христу (сравн. – «Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам», Деян.3:22), причем с учетом того, что книга Откровение есть «Откровение Иисуса Христа» (Откр.1:1), речь идет в том числе и о послушании человека пророческому слову, возвещенному в книге Откровение:
Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем (Откр.1:3; Откр.22:7)
Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами (Откр.22:14)
3. Обетования небесного священства
В образе дарованных «побеждающим» белых одежд (Откр.3:5, Откр.6:11, Откр.7:13-14 и т.д.) и «белого камня» (Откр.2:17), прообраз которого пребывал на ефоде ветхозаветных первосвященников (Исх.28:9-12, Исх.39:5-7), прорисованы «священнические» обетования, которым соответствует блаженство первенства в воскресении и вхождения человека в удел Божий:
Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа… (Откр.20:6, сравн. – Чис.3:12,45)
И к этим же смыслам относится обетование пребывания в храме («Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего…», Откр.3:12; сравн. – «…измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца», Откр.11:1-2), которое дарует побеждающим духовную власть над мировым язычеством:
Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил [власть] от Отца Моего (Откр.2:26-28)
(Сравн. – «…о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты», Евр.1:8)
4. Обетование прощения грехов
Обетованию прощения, очищения и праведности соответствует образ облачения верных в белые одежды:
Побеждающий облечется в белые одежды… (Откр.3:5)
…блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его (Откр.16:15)
И эти же смыслы подразумевает блаженство тех, кто будет признан «слушающими и соблюдающими» («Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем…», Откр.1:3; «Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей», Откр.22:7, «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его…», Откр.22:14).
5. Обетование причастия хлебу небесному
Причастие Слову Божьему и Божественному Откровению представлено в образе вкушения верными сокровенной манны и в свидетельстве о блаженстве слышащих и исполняющих пророчества:
…побеждающему дам вкушать сокровенную манну (Откр.2:17)
Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей (Откр.22:7, Откр.1:3, Откр.19:10)
(К этим же смыслам можно отнести и обетование «...и дам ему звезду утреннюю», Откр.2:28)
Причем с учетом того, что «сокровенная манна» представляет собой не пищу для плоти, а «слово к жизни» (1 Ин.1:1-2, Ин.6:51), — подлинным вкушением «хлеба небесного» следует считать не бесплодное чтение священных текстов, но воплощение в жизнь их спасительных смыслов.
6. Обетование брачной вечери
К величайшим новозаветным обетованиям относится обетование участия в брачной вечере, которое воплощается не только в «блаженстве званных», но и в начертании на «побеждающих» имени Небесного града, который есть Невеста и Жена Агнца (Откр.21:2):
…и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое (Откр.3:12)
…блаженны званые на брачную вечерю Агнца (Откр.19:9)
(Свидетельства о причастии «брачной вечере» и о написании на побеждающих Божественного имени имеют единый смысл, так как невеста входила в дом жениха через присоединение к его роду и обретение соответствующего «нового имени», сравн. – Откр.22:3-4)
7. Обетование вечного царства
Все без исключения новозаветные обетования, прорисованные в свидетельствах Откровения, венчает обетование вечного царствования со Христом:
Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем… (Откр.3:21)
И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. …и будут царствовать во веки веков… Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей (Откр.22:4-7)
А поскольку доступ к этому обетованию открывается для человека только через исполнение с его стороны «слов пророчества книги сей» (Откр.22:7-19), — нет никаких сомнений, что каждый христианин является самым непосредственным участником всех обозначенных в Откровении событий, где он должен представлять не только самого себя, но и всю Побеждающую Новозаветную Церковь.
Таким образом, вполне очевидно, что семь обетований-заповедей блаженства книги Откровение во всех смыслах подобны семи обетованиям побеждающему, и в итоге собираются в единое свидетельство об исполнении в духовной реальности Нового Завета всех «великих и драгоценных обетований» (2 Пет.1:3-4), возвещенных в ветхозаветных и новозаветных Писаниях.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Архитектура смыслов книги Откровение Иоанна Богослова
Предыдущая статья: Семь образов Церкви Воинствующей
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #нагорная проповедь и Откровение Иоанна #полнота христианских обетований в Откровении Иоанна #семь обетований побеждающему и возвещение семи блаженств в Откровении Иоанна Богослова