Найти в Дзене
Ника Марш

Анна Ярославна не писала писем

Нередко можно услышать такой аргумент: «Ещё Анна Ярославна об этом писала!». Речь идёт о тексте, который упоминал французский писатель Морис Самюэль Шарль Дрюон. Сведения о нём есть в книге «Париж от Цезаря до Людовика Святого». И хотя подлинность «письма» многократно опровергали историки, многие до сих пор его принимают за чистую монету.

иллюстрация Эммы Харрисон
иллюстрация Эммы Харрисон

Разумеется, Анна Ярославна – фигура знаковая. Знаменитая! Дочь Ярослава Мудрого, ставшая королевой Франции. Сведений о ней сохранилось немного, а там, где есть недосказанность, всегда возникают легенды. «Письмо» стало одной из них. Дескать, оказавшись в далёком Париже, княжна-королева отправила на Родину послание, состоящее из упреков: и куда же её привезли? Место тёмное, печки не знают, одни лягушки на обед…

Анна родилась в 1032 или в 1036 году. Даты, когда она умерла – тоже неточны. В её биографии сплошные белые пятна. Не сохранилось никаких документальных свидетельств о детстве Анны, воспитании, образовании. Можно только предположить, что дочь киевского князя владела грамотой, говорила по-гречески и на латыни. Вполне возможно, Анна владела и скандинавскими языками, ведь её мать, княгиня Ингигерда, была дочерью шведского короля Олафа.

иллюстрация Талбота Хьюза
иллюстрация Талбота Хьюза

Зачем французский король посватался так далеко? Напомню, как это было: сосланники отправились в Киев в 1048 году. Их путь занимал от пяти до восьми месяцев! Историк семнадцатого века, Франсуа де Мезре, делал упор на славу о красоте Анны. Однако Генрих I, который большую часть своей жизни провёл с мечом в руке, вряд ли сильно интересовался внешностью будущей жены. Куда больше его заботило влияние её семьи на континенте. Например, первой женой короля Франции была племянница императора (но та умерла, не оставив детей).

Со стороны Ярослава Мудрого тоже прослеживался интерес: укрепить связи с западным королевством. Интересно, что Ярослав изначально предполагал выдать Анну как раз за… императора Священной Римской империи, Генриха III . Однако проект не сложился.

отъезд княжны Анны во Францию, поздняя гравюра
отъезд княжны Анны во Францию, поздняя гравюра

Браки по взаимной привязанности не были популярны в то время. Крепкие союзы строились на уважении и умении находить компромиссы. А если это политический брак - тем более. Отправляясь во Францию, Анна вряд ли серьёзно полагала найти любовь и личное счастье. Задача княжеской дочери была совсем другой: подарить мужу наследников, помочь налаживанию контактов между двумя державами. И потому так странно выглядит «письмо»:

«…Пишет тебе Анна Ярославна Рюрикович…И куда ж ты меня заслал… В Париж-городок!»

Может ли дочь XI века, да ещё из семьи Великого князя, направлять что-то подобное? Упрекать отца, сделавшего её королевой? Далеко не каждая в семье Рюриковичей смогла примерить корону (Анна с её сёстрами, скорее, исключение из правил). И вот ещё одно несовпадение, сразу бросающееся в глаза – ни Ярослав, ни его дети, никогда не подписывали документы «фамилией» Рюрикович. После Анны остался автограф, и он совсем иного рода: Anna Regina, то есть, Анна королева.

изображение Генриха и Анны в хронике XIV века
изображение Генриха и Анны в хронике XIV века

Всё «послание» Анны Ярославны сводится к одной простой мысли: дома хорошо, а вот на новой Родине – как-то не очень. Камины не дают тепла, а только копоть. А вот печи в княжеских теремах – другое дело. И готова французская королева чертёж начертить, да никто ничего не понимает.

У Анны, на самом деле, могли возникать языковые трудности на первых порах. Но языком международного общения в ту пору являлась латынь. Король Генрих I и его ближайшее окружение отлично на нём говорили, а значит, с Анной могли объясниться. Французский Анна, скорее всего, освоила тоже достаточно быстро. Молодая умная княжна наверняка приложила для того немало усилий. И тогда снова нестыковка с письмом.

Кстати, камины одиннадцатого века для отопления домов подходили неплохо. И как раз копоти они не давали. А вот представить, что Анна, княжеская дочь, знала строение печи до такой степени, что могла составить чертёж – очень сомнительно.

для отопления больших залов камины делали огромными
для отопления больших залов камины делали огромными

Дальше – ещё краше. Анне не нравится местная кухня. Да вот только упомянутые лягушки на королевский стол не могли попасть по той простой причине… что короли лягушек не ели. Только самые бедные жители Франции допускали земноводных в своем рационе. К слову, очень частая история в происхождении популярных блюд. Пицца тоже считалась едой бедняков, пока в XIX веке её не попробовала королева Маргарита. Так что зелёные лапки стали деликатесом не во времена Анны Ярославны. Да и упомянутая в послании «котлета» - придумка куда более позднего времени.

И вот ещё одна неувязка:

«У них ложки византийские еще в новость, а вилок…они и не видывали».

Говоря по правде, вилок в ту пору не видывали и на Руси. Да, их использовали в Византии, но нет свидетельств, что в Киеве что-то подобное находилось на княжеском столе в XI веке. В Европе вилка появилась через Италию. Популярной во Франции её сделала совсем другая королева, Екатерина Медичи. И было это... пять веков спустя.

европейцы XI века не пользовались вилками, их популярность пришла несколько веков спустя
европейцы XI века не пользовались вилками, их популярность пришла несколько веков спустя

Отдельная история – упоминания о муже-короле, о Генрихе I. Об этом французском правителе осталось так мало свидетельств, что любое, которое удалось бы найти, стало бы известно во всем мире. Но Генрих вошел в историю как король, который почти никак не запечатлён ни в документах, ни в воспоминаниях. За двадцать восемь лет правления – всего 62 бумаги. Они не проясняют о короле почти ничего. «Умный и деятельный», - сделал вывод историк Р.Глабер. А Жан Дондт с сожалением отмечал: «Призрачная фигура». И это куда больше похоже на правду.

И вот «послание» от Анны. Супруг, по её словам, читать и писать не умеет. И про Александра Македонского ничего не знает. То есть, бледно выглядит на фоне образованной жены. Было ли это так на самом деле? Увы, мы этого не знаем! О Генрихе известно, что он много воевал, что ему пришлось бороться за престол, который мать собиралась отдать младшему сыну. Но сведений о его личных качествах, о знаниях, о предпочтениях – у нас нет и быть не может. А письмо, тем временем, так и бродит по разным ресурсам... И ему верят!

Морис Дрюон
Морис Дрюон

Тут ещё важен этический момент. Королева (а Анна, как мы помним, стала королевой Франции) представила мужа в очень неприглядном свете. С какой целью? "Просто выпустить пар"? Это было бы возможно, если бы писала обычная горожанка. Но княжна, понимающая свою роль, выданная замуж ради политических интересов... К тому же, правление её мужа пришлось на непростой период во Франции, когда многие бароны вели себя слишком независимо. Стала бы королева подрывать авторитет Генриха I таким посланием? И, наконец, главное: а где первоисточник? Где это самое письмо - в каком музее, хранилище, где хотя бы его фотокопия? Всё просто: его не существует.

Но письмо продолжают упоминать, как аргумент. Хотя совершенно очевидно, что Анна Ярославна не писала писем. По крайней мере, таких. Наверняка отправляла весточку домой. Но о её содержании мы вряд ли узнаем. Французская королева Анна Ярославна оставила после себя больше вопросов, нежели ответов.

#наука #история россии #семейные отношения #свадьба #литература