Несмотря на большие потери от Великой Отечественной, СССР не прекращал эксперименты в науке и технике. В том числе наши конструкторы практически 1-ми в мире создали уникальные авторские электромобили. Но, как часто бывало у нас, им не дали хода.
Даже в наши дни доля этого необычного транспорта составляет всего 0,7% от общего числа автомобилей в мире. А уж для 1940-х гг. конструирование авто на электродвигателях и вообще было прорывом, революцией в технике.
В принципе, самый 1-й электромобиль или, точнее, его прообраз был создан аж в 1828 г. в Венгрии. Но это была больше тележка или скейтборд на электричестве, чем полноценная машина.
В нашей же стране 1-м электрическим транспортом стал омнибус, сконструированный в 1899 г. самоучкой Ипполитом Романовым. Между прочим, он перевозил целых 17 пассажиров!
Омнибус перевозил, а не самоучка… :)
Но мало кто в курсе, что в 1940-х гг. в Советском Союзе всерьез принялись за разработки полноценных электромобилей для использования их в сельском хозяйстве. Причем разработки были единственными в своем роде – как жаль, что их не воплотили и забыли!
Цель разработок была проста и понятна: экономия бензина. Электричество при этом выступало «альтернативным топливом».
Для разработок сотрудниками НАМИ были отобраны уже существовавшие электромобили и специально для экспериментов созданные новые «машины на батарейках». Их стали тестировать, проверяя эксплуатационные, тяговые и прочие характеристики и добиваясь лучших результатов.
НАМИ – Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт в советское время.
Сейчас это Государственный научный центр РФ.
При этом немецкие машины были отбракованы. Советские конструкторы начали проектировать собственные электромобили – НАМИ-750 и НАМИ-751.
В 1948 г. под руководством главного конструктора Бориса Шишкина были созданы 6 электромобилей с такими характеристиками у разных образцов:
- разгон до максимальной скорости – 14 и 10,5 секунд;
- грузоподъемность – 0,5 и 1,5 тонны;
- кузов – модульный (мог меняться при различных целях работы);
- расход электроэнергии – увы, еще повышенный (что, впрочем, вполне понятно, ведь образцы были экспериментальными);
- срок эксплуатации аккумуляторов – пока недостаточный (что тоже наверняка было бы исправлено, если бы работы по конструированию продолжились);
- гарантийный период работы батарей – 200 циклов, т. е. около 8 месяцев использования;
- и т. д.
Это были отличные результаты, превосходящие характеристики немецких машин! Причем советские образцы имели, так сказать, свое лицо: наши авторские разработки не копировали западные модели.
И такие электромобили уже собирались пускать в массовое производство на Львовском автосборочном заводе. Дело набирало такие серьезные обороты, что даже сам этот завод планировали переименовать в автобусный.
Однако в СССР не производились бы максимально лучшие образцы, если бы не было перфекционистов.
Наша страна в большинстве областей (от космоса до балета) шагала впереди планеты всей и не боялась отмахиваться от предложений, которые казались «небоеспособными». Так, к сожалению, были упущены уникальные разработки, которые просто следовало немного «довести до ума», потратив на это время и деньги.
Словом, электромобили не прошли междуведомственные испытания.
Комиссия придралась:
- к отсутствию отопителя в кабине, счетчика ампер-часов на панели приборов и спидометра;
- небольшому гарантийному сроку работы батарей;
- неудобному доступу к рулевому редуктору;
- низкому КПД электродвигателей;
- тяжести аккумуляторных батарей;
- повисанию дверей;
Вот уж было бы к чему придраться: из-за повисания дверей не пускать модель в производство...
- прочим характеристикам, которые (якобы?) показывали недостаточное качество работы и нерентабельность этого инновационного транспорта.
Все, как часто бывало в те годы в СССР, делалось в довольно сжатые сроки и с весьма сокращенными ресурсами (материальными, людскими и др.). Это, с одной стороны, объясняло наличие недостатков, с другой стороны, позволяло лишний раз гордиться нашими конструкторами.
(Для сравнения читайте, как наши советские медики умудрились в самый краткий период изобрести пенициллин и почему мир знает Александра Флеминга, но не слышал о Зинаиде Ермольевой.)
Увы, уникальные электромобили просуществовали только как 20 опытных образцов, пробегавших между Москвой и Ленинградом, развозя почту. Когда они «отбегали свое», их просто списали. Инновационная же история на том и закончилась.
А жаль. Мы, как всегда, были впереди, но мир, как обычно, лидерами считает другие страны.
Также читайте пост ««Москвич», обогнавший «мерс», «лотус» и другие импортные авто на ралли».