Найти в Дзене
Сделано в России ©️

Импортозамещение времен Николая II: Россия поставила 9000 вагонов метро в 11 стран

АО «Метровагонмаш» — крупнейшее в стране предприятие, работающее в сфере транспортного машиностроения уже более 100 лет.

Немного истории.

В конце XIX века император Николай II решил не закупать иноземный транспорт, дав добро на открытие в России «Московского акционерного общества вагоностроительного завода». Проект был разработан известным меценатом Саввой Мамонтовым, инженером Арцыбушевым и американцем по фамилии Бари. В 1896 году началось масштабное строительство завода в подмосковном селе Большие Мытищи. Торжественное открытие предприятия состоялось в 1897 году, хотя производство началось раньше. Вот это темпы!

Как видим, уже в те времена масштабы производства впечатляли.

Иллюстрация из открытого источника
Иллюстрация из открытого источника

Тут выпускались грузовые вагоны, позже пассажирские вагоны, трамваи, станки. На предприятии трудилось более 2000 человек. В 1925 году рабочая слобода вокруг завода превратилась в г. Мытищи.

Во время Великой Отечественной войны здесь ремонтировали танки, бронированную технику и самоходные артиллерийские установки. После создали целых 3 линии производства: вагонное, автомобильное и закрытое. Последнее специализировалось на "оборонке".

В данный момент помимо производства вагонов для метро здесь реализуются интересные спецпроекты. Например, в 2019 был налажен выпуск рельсовых автобусов "Орлан".

Что это за птица такая и чем отличается от электрички? Рельсовый автобус — это дизельный поезд с 2-3 вагонами, предназначенный для перевозки пассажиров на участках железной дороги, которых не коснулась электрификация.

Из цехов «Метровагонмаша» вышли поезда метро "Красная стрела" и "Акварель". Последний состоит из 5 вагонов, каждый из которых оформлен в своей цветовой гамме. Часть окон и сидений заменили картины художника Сергея Андрияки и его учеников. Благодаря этому, пассажиры могут в комфортной обстановке приобщиться к прекрасному (час пик не в счет).

Фото АО "Метровагонмаш"
Фото АО "Метровагонмаш"

И все же основная специализация завода выпуск вагонов для метро.

В цифрах итоги деятельности завода можно выразить так: более 9000 вагонов — 16 млн пассажиров — 19 метрополитенов — 11 стран.

Источник фото: https://metrowagonmash.ru
Источник фото: https://metrowagonmash.ru

Среди покупателей — Чехия, Польша, Венгрия, Болгария, Грузия, Армения.

Что особо радует, на заводе придерживаются принципа "бережливого производства", направленного на борьбу с издержками, браком, излишними перемещениями, бюрократией.

С 2017 года на предприятии внедрен проект "Эталонная линия". Это линия сборки, задающая "ритм" всему производству. Каждый работник находится на своем месте и совершает последовательность манипуляций в строго обозначенные временные рамки. В результате оптимизации рабочего процесса удалось уменьшить скорость сборки одного вагона метро с 158 до 64 часов!

Вот бы в муниципальных учреждениях внедрить такой принцип : не пришлось бы часами стоять ради одной бумажки!

Все это делает завод одним из лучших работодателей страны.

Понравилась публикация — подпишитесь на канал и узнавайте интересные факты о родной стране 💙

"Эталонная линия", фото АО "Метровагонмаш"
"Эталонная линия", фото АО "Метровагонмаш"