Найти тему
O K

Малый Эрмитаж

Оглавление

Малый Эрмитаж входит в главный ансамбль Государственного Эрмитажа и соединён переходами с соседними зданиями музейного комплекса. Пройти в западную галерею Малого Эрмитажа можно из церемониальных залов Зимнего дворца.
Даже если Вы никогда не были в Эрмитаже, то наверняка слышали о знаменитых часах "Павлин". Так вот, этот музейный экспонат находится именно в здании Малого Эрмитажа. Его начали возводить в 1764 году при Екатерине II. Павильон, впоследствии получивший название "Малый Эрмитаж", был пристроен к Зимнему дворцу.
Возведение "Малого Эрмитажа" началось со строительства знаменитого Висячего сада.

Висячий сад
Висячий сад

Заказчицу строительства - императрицу Екатерину Вторую называли "Семирамидой Севера", а Висячий сад Эрмитажа в северной столице сравнивали с легендарными садами Семирамиды.
Висячий сад начали строить в 1764 году архитекторы Жан-Батист Валлен-Деламот и Юрий Фельтен.
В 1768-1769 годах строительство продолжилось возведением "Оранжерейного" павильона, заказанного Екатериной II, мечтавшей видеть в своём дворце "Зимний сад" с экзотическими растениями и "райскими" птицами. В результате, построенный Висячий сад, расположенный на уровне второго этажа, занял пространство между галереями, соединяющими Северный и Южный павильоны Малого Эрмитажа, а Зимний сад разместился в Северном павильоне.
В любимом кабинете императрицы, расположенном в Северном павильоне Малого Эрмитажа, был вмонтирован подъёмный стол, который сервировался в нижнем этаже здания. Двигался стол между этажами с помощью встроенного механизма, наподобие лифта. В этом кабинете Екатерина II устраивала увеселительные вечера с играми и спектаклями - "малые эрмитажи" для своих близких друзей. Именно за этим павильоном закрепилось название "Эрмитаж", которое происходит от французского слова "
ermitage", что означает место уединения. Позднее название стало единым для всех зданий, входящих в разросшийся музейный комплекс.

Самым большим сокровищем Эрмитажа стали произведения искусства, приобретаемые Екатериной II, ставшие основой музейной коллекции. Стены всех помещений Малого Эрмитажа были украшены картинами в несколько ярусов.

До середины XIX века Эрмитаж полностью соответствовал своему названию, и был уединённым местом, поскольку посещать музей могли лишь избранные. Даже Пушкин смог получить пропуск в Эрмитаж только благодаря рекомендации Жуковского, служившего наставником у сына Николая I - будущего императора Александра II. Для публики музей был открыт 5 (17) февраля 1852 года в специально построенном для этой цели здании Нового Эрмитажа.

Павильонный зал
Павильонный зал

Самый посещаемый в здании Малого Эрмитажа Павильонный зал создал в 1850-1858 годах архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. В ходе реконструкции павильона зодчий объединил ранее располагавшиеся здесь залы и кабинеты, в том числе бывший кабинет Екатерины II, в котором находился подъёмный стол. Тогда же оранжерея императрицы была вынесена в зону Висячего сада. От интерьера времени Екатерины II сохранились лишь наружные стены с прекрасно прорисованными большими окнами.

Часы "Павлин"
Часы "Павлин"

В постоянную экспозицию Павильонного зала входит часовой автомат работы мастерской английского механика Джеймса Кокса и мастера Фредерика Юри - те самые легендарные часы "Павлин", упомянутые в начале статьи.

Часы "Павлин"
Часы "Павлин"

Часы "Павлин" заказал в Англии в 1777 году фаворит Екатерины II - князь Григорий Потёмкин. Знаменитый автомат выполнен из позолоченной бронзы и серебра. Первоначально павлин переливался всеми цветами радуги: хвост павлина был золотисто-изумрудным, а его туловище местами покрывали цветные лаки.

За доставленные из Англии часы была выплачена сумма - 11000 рублей (около 1800 фунтов стерлингов). Выплата была произведена из личных средств императрицы по письму князя Потемкина.

До Петербурга "Павлин" добрался в разобранном виде. Собрал английский механизм в России Иван Кулибин, которому часы были доставлены в нескольких корзинках в виде груды деталей, некоторых причём недоставало. Собранные часы несколько лет простояли в Таврическом дворце, который после смерти князя Потёмкина в 1791 году императрица Екатерина II забрала в казну. В Эрмитаж диковинные часы были доставлены в 1797 году.

Часы "Павлин"
Часы "Павлин"

Механизм до сих пор находится в рабочем состоянии (часы работают, а сам Павлин заводится каждую среду в 20:00). По мнению специалистов Государственного Эрмитажа, это единственный в мире крупный автомат XVIII века, дошедший до нашего времени без изменений. Хранитель "Павлина" - Михаил Петрович Гурьев, заведующий Лабораторией часов и музыкальных механизмов Эрмитажа. Одно время телеканал "Культура" в своей заставке показывал работу часов, снятых с разных ракурсов в тот момент, когда павлин раскрывал свой роскошный хвост.
В автомате используются четыре механизма: один часовой и три, приводящие в движение фигуры совы, павлина и петуха. Порядок работы заведённого автомата имеет глубокий смысл: первой просыпается сова - символ ночи, звенят колокольчики, подвешенные на клетку, сова двигает головой и вращает глазами. Движения совы и мелодичный звон колокольчиков сопровождают весь процесс. Далее сам павлин грациозно кланяется маленькой головкой и распускает свой золотой хвост - символ солнца. Павлин поворачивается и показывает оборотную сторону своего хвоста - посеребрённую поверхность, символизирующую ночь. Последним оживает петух.

Первоначально павлин был наделён голосом. Несохранившийся механизм включал звук, имитировавший крик птицы. Павлин начинал "кричать" в тот момент, когда распускался его хвост. Завершалось механическое представление "криком" петуха.

Павильонный зал
Павильонный зал

Двухъярусные интерьеры Павильонного зала поражают роскошью. Второй ярус повторяет композицию нижнего яруса в более мелком масштабе. На балкон второго этажа ведёт лестница из белого мрамора. Легкая решетка пролётов балкона украшена позолоченными звездами, а потолок и аркады - изящным лепным декором.

Павильонный зал
Павильонный зал

Павильонный зал Малого Эрмитажа украшают 28 хрустальных люстр, выполненных в России. Нарядный блеск хрустальных люстр и сочетание светлого мрамора с позолотой лепного декора придают интерьеру особый эффект. Зодчий соединил в решении интерьера архитектурные мотивы античности, ренессанса и востока.

Зал украшают четыре мраморных фонтана - вариации "Фонтана слёз" Бахчисарайского дворца в Крыму.

Фонтаны в Павильонном зале
Фонтаны в Павильонном зале

Пол в южной части зала выложен мозаикой с изображением сцены из античной мифологии. Эта мозаика - уменьшенная в два раза копия мозаичного пола, найденного в 1780 году при раскопках терм древнеримского города.

Мозаика в Павильонном зале
Мозаика в Павильонном зале

Копия исполнена в 1847-1851 годах в Риме русскими мозаичистами-пенсионерами Петербургской Академии художеств: Раевым, Шаповаловым, Фёдоровым и Солнцевым.

Зимний сад в Малом Эрмитаже - акварель Эдуарда Гау
Зимний сад в Малом Эрмитаже - акварель Эдуарда Гау

Там, где сейчас располагается мозаика, до середины XIX века рос Зимний сад, вид которого запечатлел художник Эдуард Гау на одной из своих картин.

Павильонный зал - акварель Эдуарда Гау
Павильонный зал - акварель Эдуарда Гау

Эдуард Гау - русский художник, мастер архитектурной акварели, академик Императорской Академии художеств. Его акварели выполнены с безупречным мастерством и тщательной прорисовкой деталей.

Эдуард Гау не хуже фотографа запечатлел на своих акварелях многие императорские интерьеры, которые, к сожалению, не дошли до наших дней. Теперь только по акварелям Гау можно судить, например, как выглядел Зимний сад в "Оранжерейном павильоне" или экспозиции Восточной и Западной галерей Малого Эрмитажа.

Восточная галерея - акварель Эдуарда Гау
Восточная галерея - акварель Эдуарда Гау

В Восточной галерее Малого Эрмитажа, называемой также Петровской, до революции были выставлены памятники культуры России эпохи Петра Великого.

В Западной галерее Малого Эрмитажа после перестройки здания в 1840-е годы разместили портреты представителей династии Романовых, и галерея получила название Романовской.

Эдуард Гау. Романовская галерея
Эдуард Гау. Романовская галерея

После расформирования коллекции портретов династии Романовых некоторые картины остались в Эрмитаже, другие были переданы в Русский музей, Царское село и другие музеи.

В описании торжеств, приуроченных к празднованию 290-летия дома Романовых упоминается о том, что в Романовской галерее Эрмитажа гости, приглашённые в 1903 году на костюмированный бал, "Русским поклоном" приветствовали императорскую чету.

Об этом бале я уже вспоминала в предыдущей статье, посвящённой истории Зимнего дворца.

Сейчас в Восточной галерее Малого Эрмитажа, бывшей Петровской, располагается экспозиция искусства Германии XV–XVIII веков.

Самые известные произведения в зале – картина "Мадонна с младенцем под яблоней" Лукаса Кранаха Старшего, живописная работа Менгса "Персей и Андромеда" и "Портрет дамы с дочерью" Бартоломеуса Брейна Старшего.

В южной части Западной галереи, бывшей Романовской, сейчас располагается экспозиция, представляющая искусство Нидерландов XV-XVI веков. К шедеврам собрания относится "Мужской портрет" Франса Поурбуса Старшего, "Исцеление иерихонского слепца" Лукаса ван Лейдена, и "Святое Семейство" Йоса ван Клеве.

Произведения европейского прикладного искусства XI – XV веков, выставленные в северной части Западной галереи Малого Эрмитажа, в основном, собраны коллекционером Александром Петровичем Базилевским. Собрание коллекционера выкупил у Базилевского Александр III в 1884 году за 5 448 125 франков. В коллекции испано-мавританских фаянсов выделяется ваза Фортуни – ранний образец очень редких ваз, изготовленных в Малаге для дворца Альгамбра.

К периоду готики относятся многочисленные статуэтки Мадонн, складни с рельефными композициями, кресты и дарохранительницы.. Среди предметов светского быта  – ларцы, статуэтки, шкатулки и крышки коробочек от карманных зеркал.

Южная галерея
Южная галерея

В южной галерее Малого Эрмитажа, в зале Нидерландов, Фландрии и Голландии представлены пейзажи XVII века мастеров северных школ. Самые известные картины в зале - зимние пейзажи фламандского мастера Гейсбрехта Лейтенса.

Художественные коллекции, размещенные в продольных галереях Малого Эрмитажа и положившие начало собраниям императорского музея, сейчас расформированы по другим музейным экспозициям, некоторые из которых находятся в здании Старого Эрмитажа. Его начали возводить вслед за зданием Малого Эрмитажа в 1771 году, когда стало понятно, что коллекция художественных ценностей не может уместиться в одном павильоне.
Продолжение рассказа о Государственном Эрмитаже читайте в моей следующей статье
"Старый Эрмитаж и Лоджии Рафаэля", и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.