Малый Эрмитаж входит в главный ансамбль Государственного Эрмитажа и соединён переходами с соседними зданиями музейного комплекса. Пройти в западную галерею Малого Эрмитажа можно из церемониальных залов Зимнего дворца.
Даже если Вы никогда не были в Эрмитаже, то наверняка слышали о знаменитых часах "Павлин". Так вот, этот музейный экспонат находится именно в здании Малого Эрмитажа. Его начали возводить в 1764 году при Екатерине II. Павильон, впоследствии получивший название "Малый Эрмитаж", был пристроен к Зимнему дворцу.
Возведение "Малого Эрмитажа" началось со строительства знаменитого Висячего сада.
Заказчицу строительства - императрицу Екатерину Вторую называли "Семирамидой Севера", а Висячий сад Эрмитажа в северной столице сравнивали с легендарными садами Семирамиды.
Висячий сад начали строить в 1764 году архитекторы Жан-Батист Валлен-Деламот и Юрий Фельтен.
В 1768-1769 годах строительство продолжилось возведением "Оранжерейного" павильона, заказанного Екатериной II, мечтавшей видеть в своём дворце "Зимний сад" с экзотическими растениями и "райскими" птицами. В результате, построенный Висячий сад, расположенный на уровне второго этажа, занял пространство между галереями, соединяющими Северный и Южный павильоны Малого Эрмитажа, а Зимний сад разместился в Северном павильоне.
В любимом кабинете императрицы, расположенном в Северном павильоне Малого Эрмитажа, был вмонтирован подъёмный стол, который сервировался в нижнем этаже здания. Двигался стол между этажами с помощью встроенного механизма, наподобие лифта. В этом кабинете Екатерина II устраивала увеселительные вечера с играми и спектаклями - "малые эрмитажи" для своих близких друзей. Именно за этим павильоном закрепилось название "Эрмитаж", которое происходит от французского слова "ermitage", что означает место уединения. Позднее название стало единым для всех зданий, входящих в разросшийся музейный комплекс.
Самым большим сокровищем Эрмитажа стали произведения искусства, приобретаемые Екатериной II, ставшие основой музейной коллекции. Стены всех помещений Малого Эрмитажа были украшены картинами в несколько ярусов.
До середины XIX века Эрмитаж полностью соответствовал своему названию, и был уединённым местом, поскольку посещать музей могли лишь избранные. Даже Пушкин смог получить пропуск в Эрмитаж только благодаря рекомендации Жуковского, служившего наставником у сына Николая I - будущего императора Александра II. Для публики музей был открыт 5 (17) февраля 1852 года в специально построенном для этой цели здании Нового Эрмитажа.
Самый посещаемый в здании Малого Эрмитажа Павильонный зал создал в 1850-1858 годах архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. В ходе реконструкции павильона зодчий объединил ранее располагавшиеся здесь залы и кабинеты, в том числе бывший кабинет Екатерины II, в котором находился подъёмный стол. Тогда же оранжерея императрицы была вынесена в зону Висячего сада. От интерьера времени Екатерины II сохранились лишь наружные стены с прекрасно прорисованными большими окнами.
В постоянную экспозицию Павильонного зала входит часовой автомат работы мастерской английского механика Джеймса Кокса и мастера Фредерика Юри - те самые легендарные часы "Павлин", упомянутые в начале статьи.
Часы "Павлин" заказал в Англии в 1777 году фаворит Екатерины II - князь Григорий Потёмкин. Знаменитый автомат выполнен из позолоченной бронзы и серебра. Первоначально павлин переливался всеми цветами радуги: хвост павлина был золотисто-изумрудным, а его туловище местами покрывали цветные лаки.
За доставленные из Англии часы была выплачена сумма - 11000 рублей (около 1800 фунтов стерлингов). Выплата была произведена из личных средств императрицы по письму князя Потемкина.
До Петербурга "Павлин" добрался в разобранном виде. Собрал английский механизм в России Иван Кулибин, которому часы были доставлены в нескольких корзинках в виде груды деталей, некоторых причём недоставало. Собранные часы несколько лет простояли в Таврическом дворце, который после смерти князя Потёмкина в 1791 году императрица Екатерина II забрала в казну. В Эрмитаж диковинные часы были доставлены в 1797 году.
Механизм до сих пор находится в рабочем состоянии (часы работают, а сам Павлин заводится каждую среду в 20:00). По мнению специалистов Государственного Эрмитажа, это единственный в мире крупный автомат XVIII века, дошедший до нашего времени без изменений. Хранитель "Павлина" - Михаил Петрович Гурьев, заведующий Лабораторией часов и музыкальных механизмов Эрмитажа. Одно время телеканал "Культура" в своей заставке показывал работу часов, снятых с разных ракурсов в тот момент, когда павлин раскрывал свой роскошный хвост.
В автомате используются четыре механизма: один часовой и три, приводящие в движение фигуры совы, павлина и петуха. Порядок работы заведённого автомата имеет глубокий смысл: первой просыпается сова - символ ночи, звенят колокольчики, подвешенные на клетку, сова двигает головой и вращает глазами. Движения совы и мелодичный звон колокольчиков сопровождают весь процесс. Далее сам павлин грациозно кланяется маленькой головкой и распускает свой золотой хвост - символ солнца. Павлин поворачивается и показывает оборотную сторону своего хвоста - посеребрённую поверхность, символизирующую ночь. Последним оживает петух.
Первоначально павлин был наделён голосом. Несохранившийся механизм включал звук, имитировавший крик птицы. Павлин начинал "кричать" в тот момент, когда распускался его хвост. Завершалось механическое представление "криком" петуха.
Двухъярусные интерьеры Павильонного зала поражают роскошью. Второй ярус повторяет композицию нижнего яруса в более мелком масштабе. На балкон второго этажа ведёт лестница из белого мрамора. Легкая решетка пролётов балкона украшена позолоченными звездами, а потолок и аркады - изящным лепным декором.
Павильонный зал Малого Эрмитажа украшают 28 хрустальных люстр, выполненных в России. Нарядный блеск хрустальных люстр и сочетание светлого мрамора с позолотой лепного декора придают интерьеру особый эффект. Зодчий соединил в решении интерьера архитектурные мотивы античности, ренессанса и востока.
Зал украшают четыре мраморных фонтана - вариации "Фонтана слёз" Бахчисарайского дворца в Крыму.
Пол в южной части зала выложен мозаикой с изображением сцены из античной мифологии. Эта мозаика - уменьшенная в два раза копия мозаичного пола, найденного в 1780 году при раскопках терм древнеримского города.
Копия исполнена в 1847-1851 годах в Риме русскими мозаичистами-пенсионерами Петербургской Академии художеств: Раевым, Шаповаловым, Фёдоровым и Солнцевым.
Там, где сейчас располагается мозаика, до середины XIX века рос Зимний сад, вид которого запечатлел художник Эдуард Гау на одной из своих картин.
Эдуард Гау - русский художник, мастер архитектурной акварели, академик Императорской Академии художеств. Его акварели выполнены с безупречным мастерством и тщательной прорисовкой деталей.
Эдуард Гау не хуже фотографа запечатлел на своих акварелях многие императорские интерьеры, которые, к сожалению, не дошли до наших дней. Теперь только по акварелям Гау можно судить, например, как выглядел Зимний сад в "Оранжерейном павильоне" или экспозиции Восточной и Западной галерей Малого Эрмитажа.
В Восточной галерее Малого Эрмитажа, называемой также Петровской, до революции были выставлены памятники культуры России эпохи Петра Великого.
В Западной галерее Малого Эрмитажа после перестройки здания в 1840-е годы разместили портреты представителей династии Романовых, и галерея получила название Романовской.
После расформирования коллекции портретов династии Романовых некоторые картины остались в Эрмитаже, другие были переданы в Русский музей, Царское село и другие музеи.
В описании торжеств, приуроченных к празднованию 290-летия дома Романовых упоминается о том, что в Романовской галерее Эрмитажа гости, приглашённые в 1903 году на костюмированный бал, "Русским поклоном" приветствовали императорскую чету.
Об этом бале я уже вспоминала в предыдущей статье, посвящённой истории Зимнего дворца.
Сейчас в Восточной галерее Малого Эрмитажа, бывшей Петровской, располагается экспозиция искусства Германии XV–XVIII веков.
Самые известные произведения в зале – картина "Мадонна с младенцем под яблоней" Лукаса Кранаха Старшего, живописная работа Менгса "Персей и Андромеда" и "Портрет дамы с дочерью" Бартоломеуса Брейна Старшего.
В южной части Западной галереи, бывшей Романовской, сейчас располагается экспозиция, представляющая искусство Нидерландов XV-XVI веков. К шедеврам собрания относится "Мужской портрет" Франса Поурбуса Старшего, "Исцеление иерихонского слепца" Лукаса ван Лейдена, и "Святое Семейство" Йоса ван Клеве.
Произведения европейского прикладного искусства XI – XV веков, выставленные в северной части Западной галереи Малого Эрмитажа, в основном, собраны коллекционером Александром Петровичем Базилевским. Собрание коллекционера выкупил у Базилевского Александр III в 1884 году за 5 448 125 франков. В коллекции испано-мавританских фаянсов выделяется ваза Фортуни – ранний образец очень редких ваз, изготовленных в Малаге для дворца Альгамбра.
К периоду готики относятся многочисленные статуэтки Мадонн, складни с рельефными композициями, кресты и дарохранительницы.. Среди предметов светского быта – ларцы, статуэтки, шкатулки и крышки коробочек от карманных зеркал.
В южной галерее Малого Эрмитажа, в зале Нидерландов, Фландрии и Голландии представлены пейзажи XVII века мастеров северных школ. Самые известные картины в зале - зимние пейзажи фламандского мастера Гейсбрехта Лейтенса.
Художественные коллекции, размещенные в продольных галереях Малого Эрмитажа и положившие начало собраниям императорского музея, сейчас расформированы по другим музейным экспозициям, некоторые из которых находятся в здании Старого Эрмитажа. Его начали возводить вслед за зданием Малого Эрмитажа в 1771 году, когда стало понятно, что коллекция художественных ценностей не может уместиться в одном павильоне.
Продолжение рассказа о Государственном Эрмитаже читайте в моей следующей статье "Старый Эрмитаж и Лоджии Рафаэля", и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.