После Северного восстания 1569 года, известного так же как Мятеж северных лордов (его целью, слишком самонадеянной, было возведение на престол Марии Стюарт), королева Елизавета и ее советники сделали вывод что прежняя система феодальной организации ополчения не соответствует современности. Если раньше от аристократов требовали собирать армии из арендаторов, живущих и работающих на их землях, то теперь была введена система военных округов в каждом графстве во главе с лордами-лейтенантами, и начался интенсивный переход от старого оружия к огнестрельному.
Некоторых граждан, в зависимости от имущественного ценза и доходов просто обязывали держать дома оружие. Сохранилось постановление от 1558 года, где указывалось, что главы семейств с доходом 5-10 фунтов в год (довольно приличная сумма, речь здесь идет о фермерах) должны были держать в усадьбе набор доспехов, включая шлем, алебарду и лук. Это необходимый минимальный набор, огнестрельное оружие уже замещало луки, просто законы и указы не всегда успевали за обновлениями в вооружении.
Старое оружие вовсе не утилизировалось, подчас оно оседало в домах английских граждан просто на всякий случай. Примечательно одно из завещаний того времени, оставленное неким Джоном Рейли. Он был владельцем небольшой мастерской по изготовлению сальных свечей в городе Нью-Вудсток, в Оксфордшире. Среди прочего его имущества скрупулезно упоминались алебарда, топор и сабля.
К слову, те же луки в эпоху Елизаветы уже безнадежно устарели. Если ранее, при Генрихе VIII каждый мужчина в возрасте от шести до семидесяти лет был обязан по воскресеньям тренироваться в стрельбе из лука, то при его дочери, тренировки на стрельбищах никуда не исчезли, но постепенно стали превращаться в хороший и здоровый спорт. Да и лишние спортивные нагрузки отнюдь не мешали в то неспокойное время.
Каждый город и деревню обязывали содержать склады с военной амуницией и оружием, которыми в случае войны планировалось оснащать бедных граждан. Все местные здоровые мужчины от 16 до 60 лет были обязаны присутствовать на учениях по военной подготовке, хотя к делу подходили рационально и практически – селян отрывали от работ лишь на несколько дней в год, впрочем, с 1570 года и их учили стрельбе из входившими в моду мушкетами. Большее внимание оказывалось небольшой части граждан так называемому «тренированному ополчению», с которыми занимались регулярно.
К сожалению, довольно часты были и несчастные случаи (по всей видимости, подчас и умышленные деяния), приводившие к ранениям и гибели людей на таких занятиях. Сохранились, например, такие записи в полицейско-коронерских архивах – на учениях по стрельбе из каливра (аркебузы) во время стычки после тренировки застрелен некий Генри Купер. Кем именно, не установлено. Или вообще странный случай, когда кузнец, ремонтируя мушкет, лежащий на наковальне (или верстаке) ударил по нему молотом, в результате чего один из подмастерьев был неожиданно застрелен из оказавшегося заряженным мушкета.
Все же огнестрельное оружие на то время было слишком дорого и малодоступно широким слоям населения. Для самозащиты применялись в основном мечи и те же алебарды – последней даже крестьяне владели вполне сносно, сноровку давало обращение с сельскохозяйственными орудиями и вообще топорами. Единственное, что не всем было удобно брать ее с собой в дорогу при необходимости.