Найти тему

Богословие имен и именований Спасителя

Оглавление

.

Икона Спас Вседержитель (Пантократор)
Икона Спас Вседержитель (Пантократор)

.

Кроме целой череды «пророческих» имен Господа и Спасителя, которым была посвящена предыдущая публикация, символичными и знаменательными являются и «собственные» именования Господа, то есть каждое из тех имен, которыми Он именует Себя Сам. Такие именования представлены утверждениями в форме «Я есмь», — и, в отличие от имен с образными и/или иносказательными смыслами, прямо свидетельствуют о том, что говорящий является таковым по существу:

  • «Я есмь хлеб жизни…» (Ин.6:35 и Ин.6:48); «Я есмь хлеб, сошедший с небес» (Ин.6:41). При этом в книге Откровение утверждения со смыслом «Я есмь хлеб» продолжаются образом «питания жены в пустыне»: «…она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась» (Откр.12:14)
  • «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется…» (Ин.10:9, сравн. – «дверь отверста на небе», Откр.4:1)
  • «Я есмь пастырь добрый…» (Ин.10:11 и Ин.10:14, сравн. – «…Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их», Откр.7:17)
  • «Я есмь воскресение и жизнь…» (Ин.11:25, тот же смысл — 1 Ин.1:1–3); «Сей есть… жизнь вечная» (1 Ин.5:20, сравн. образы «книги жизни Агнца», Откр.3:4-5, Откр.13:8, Откр.17:8, Откр.20:12, Откр.21:27, Откр.22:18-19; «венца жизни», Откр.2:10; «реки» и «воды жизни», Откр.22:1-2, Откр.22:17; «древа жизни», Откр.2:7, Откр.22:1-2, Откр.22:14)
  • «Я есмь путь, истина и жизнь…» (Ин.14:6, сравн. – Откр.14:4)
  • «Я есмь истинная виноградная лоза…» (Ин.15:1); «Я есмь лоза…» (Ин.15:5)

.

При этом можно заметить, что в каждом из шести знаменательных «Я есмь…» четвертого Евангелия присутствуют явный «спасительный» аспект, который продолжает и отражает вселенские смыслы Благой Вести Нового Завета, — а еще одно именование формы «Я есмь…» («прежде нежели был Авраам, Я есмь», Ин.8:58) имеет несколько иной смысл, соответствующий утверждению «Я есмь Сущий от начала» (Ин.8:25), то есть прямо свидетельствует о Божественности Иисуса Христа.

И такое же свидетельство, утверждающее не «сравнительную», а «природную» Божественность Спасителя, представлено в четвертом Евангелии троекратным возвещением Его Божественного имени «СУЩИЙ», сравн.:

Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам (Исх.3:14)

А Господь есть Бог Саваоф; Сущий (Иегова) - имя Его (Ос.12:5)

.

Согласно этому свидетельству Господь и Спаситель является:

«Сущим в недре Отчем»

Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил», Ин.1:18)

«Сущим на небесах»

Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах», Ин.3:13)

«Сущим от начала»

Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам», Ин.8:25)

.

Спас Нерукотворный, ярославская школа, XIII в. На вписанном в нимб Спасителя кресте видны буквы  O (омикрон), W (омега) и N (ню), образующие слово Сущий
Спас Нерукотворный, ярославская школа, XIII в. На вписанном в нимб Спасителя кресте видны буквы O (омикрон), W (омега) и N (ню), образующие слово Сущий

.

А в итоге все именования Спасителя возносятся в Евангелии от Иоанна на вершину новозаветных смыслов, где Господь Иисус Христос прямо называется Истинным Богом:

Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! (Ин.20:28)

Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин.5:20)

.

Что касается семи именований формы «Я есмь», представленных ап. Иоанном в книге Откровение (которая, как будет постепенно открываться далее, представляет собой «книгу смысловых семерок»), — в ней евангельскому утверждению «Я есмь Сущий от начала» (Ин.8:25) соответствуют шесть из семи подобных именований: «Я есмь Альфа и Омега» (Откр.1:8 и Откр.1:10; Откр.21:6, Откр.22:14), «Я есмь Первый и Последний» (Откр.1:17) и «Я есмь корень и потомок Давида» (Откр.22:16). Причем весьма знаменательно, что каждое из этих именований прямо связано со свидетельством, которое не было обозначено в «спасительных» «Я есмь» Евангелия от Иоанна, — а именно свидетельством о конце времен и о грядущем Суде и Возмездии.

Другими словами, если семь именований «Я есмь» из четвертого Евангелия прорисовывают Спасительную Миссию Господа, соответствующую событиям Первого Пришествия, — то в семи знаменательных «Я есмь» книги Откровение, которые представляют Господа «Последним», «Омегой», Царем и Судией для всего творения, открывается суть Второго Пришествия, завершающего историю ветхого мира Судом Последнего Дня, где будет окончательно уничтожено все без исключения беззаконие и нечестие (сравн. – Откр.22:12).

Кроме того, следует отметить, что именования «Я есмь» книги Откровение не просто представлены в «семеричном» количестве (т.е. достигают полноты и завершенности), — но и занимают совершенно особенное «смысловое положение» (т.е. и «открывают», и завершают всю книгу), сравн.:

.

Главы 1-2:

Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр.1:7-8)

Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний… Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей… И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний (Откр.1:10-17)

Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим (Откр.2:21-23)

.

Главы 21-22:

И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном (Откр.21:6-7)

Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами… Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя (Откр.22:12-16)

.

.

В целом же вполне очевидно, что количество различных имен и именований Спасителя, возвещенных в Откровении Иоанна Богослова, сравнимо со всеми остальными книгами Св. Писания вместе взятыми, — а смысловые линии определенных именований выступают одновременно и свидетельством об исполнении во Христе всех ветхозаветных пророчеств, в которых упоминались эти имена; и способом представления смыслов Новозаветного Благовестия; и даже одной из форм утверждения новозаветной христологической догматики.

Поэтому если в отношении Евангелия от Иоанна справедливо утверждение, что представленные в нем имена и именования Спасителя есть одна из многих его особенностей, — то этот же аспект новозаветных свидетельств книги Откровение является беспрецедентным. Причем и смыслы, и масштабы «именных» свидетельств книги Откровение таковы, что для подробного рассмотрения всех линий «духовного возрастания» имен Спасителя от ветхого к новому, а от нового к вечному, потребовался бы не один десяток страниц.

Более того, даже обычное перечисление различных имен и именований Спасителя позволяет почувствовать и возвышенность, и безграничность, и надвременную пророческую значимость соответствующего этим именам новозаветного свидетельства.

(Здесь и далее при рассмотрении свидетельств книги Откровение лучше прибегать к «собирательному цитированию», то есть представлять все обсуждаемые фрагменты единым списком, что позволяет не только обозначить различные «свидетельские линии», которые проходят буквально через всю книгу, но и подчеркнуть значение каждой из них для общей панорамы событий.

С другой стороны, если не выходить за рамки отдельных сюжетов и не рассматривать такие свидетельства как единое целое, — обсуждать собирательный аспект свойственных Откровению «всеобщих» смысловых линий будет значительно сложнее)

.

Итак, в книге Откровение Иоанна Богослова Господь и Спаситель предстает:

(Здесь весьма знаменательно, что дословная полнота именования «Тот, Кто есть и был и грядет, Вседержитель, Господь Бог» возвещается не в комментариях тайнозрителя, где он имел возможность добавить что-то «от себя», — но прямо из уст явленного ему Небесного Собора, Откр.4:8, Откр.11:15-17)

.

В линии смыслов «Бог-Слово» Спаситель есть:

  • «Альфа и Омега» (Откр.1:8, Откр.1:10, Откр.21:6, Откр.22:13)
  • «начало и конец» (Откр.1:8, Откр.21:6, Откр.22:13)
  • «Первый и Последний» (Откр.1:10, Откр.1:17, Откр.2:8, Откр.22:13; сравн. – Ис.44:6, Ис.48:12)
  • «…Аминьначало создания Божия» (Откр.3:14)

(Здесь можно еще раз отметить, что все именования, соответствующие смыслу «Первый и Последний», по сути являются Божественными, — а в книге Откровение пять из семи знаменательных именований «Я есмь» представлены утверждением «Я есмь Первый и Последний», то есть прямо свидетельствуют о Божественности Иисуса Христа.

При этом слова «Я есмь испытующий сердца и внутренности» из Откр.2:23 указывают на то, что Спаситель есть Сердцеведец и Судия, — а свидетельство «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» из Откр.22:16 представляет Его в том числе и обетованным Израилю Царем-Мессией)

.

Кроме того, видения и сюжеты книги Откровение свидетельствуют о том, что Спаситель есть:

  • Сын Божий (Откр.2:18) и Сын Человеческий (Откр.14:14; сравн. Мф.24:30, то же в Лк.21:27)
  • Свидетель верный (Откр.1:5), Верный и Истинный (Откр.3:14, Откр.19:11)
  • Имеющий Имя «Слово Божие» (Откр.19:13, сравн. Ин.1:1, Ин.1:14)
  • Имеющий обоюдоострый меч, исходящий из уст (Откр.1:16, Откр.2:12, Откр.2:16; сравн. Евр.4:12), Который праведно судит и воинствует (Откр.19:11), причем в конце времен эти имена воплощаются в действие: «Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы» (Откр.19:15); «а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его» (Откр.19:21)
  • Корень Давидов (Откр.5:5 – Откр.22:16), Имеющий ключи ада и смерти (Откр.1:18) и ключ Давидов (Откр.3:7)
  • Лев от колена Иудина (Откр.5:5, приводится в сравнительном противопоставлении с «Агнцем как бы закланным» в Откр.5:6)
  • Ходящий посреди семи золотых светильников (Откр.1:12-13, Откр.1:20; Откр.2:1), Держащий в деснице семь звезд (Откр.1:16,20, Откр.2:1, Откр.3:1), Имеющий семь духов Божиих (Откр.3:1); «имеющий семь рогов и семь очей» (Откр.5:6)
  • Облеченный в подир и опоясанный золотым поясом (при том, что «подир» и золотой пояс есть одеяние первосвященников, Откр.1:13, сравн. Исх.28:4, Исх.28:8; Лев.8:7)
  • Дарующий «звезду утреннюю» (Откр.2:28), «Звезда светлая и утренняя» (Откр.22:16)
  • Первенец из мертвых (Откр.1:5), воскресший из мертвых (Откр.1:18, Откр.2:8), живущий во веки веков (Откр.1:18)
  • Владыка и Господь всех царей и всего мира («от Иисуса Христа, Который есть… владыка царей земных», Откр.1:5; «Господь господствующих и Царь царей», Откр.17:14; «Царь царей и Господь господствующих», Откр.19:16; «царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его…», Откр.11:15)
  • «Иисус» и «Иисус Христос» (первое упоминание в Откр.1:1, последнее — в Откр.22:21), причем каждое упоминание имени «Иисус» прямо связано с понятием «свидетельство»: «за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа», Откр.1:9; «имеющим свидетельство Иисусово», Откр.19:10; «Свидетельствующий сие говорит:…Ей, гряди, Господи Иисусе!», Откр.22:10)
  • Господь (первое упоминание в Откр.1:8, последнее — в Откр.22:21, причем полнота именования «Господь Иисус Христос» собирается в Откр.22:20-21, то есть логически — в «конце времен», а буквально — в самом конце всего Св. Писания)

.

При этом в именовании «Агнец» Спаситель предстает:

  • «Агнцем закланным» (Откр.5:6, Откр.5:12), «Агнцем, закланным от создания мира» (Откр.13:8), причем Кровь Агнца омывает и убеляет одежды (Откр.7:14, Откр.1:5) и является оружием победы (Откр.12:11, сравн. – Ин.6:54)
  • Небесным Пастырем (Откр.7:17, Откр.14:1-4)
  • Имеющим книгу жизни (Откр.13:8, Откр.21:27)
  • Творцом песни Моисея и Агнца (Откр.15:3)
  • Гневающимся и воинствующим (в сравнительном противопоставлении с естественной для Агнца «кротостью», Откр.6:16, Откр.14:10, Откр.17:14)
  • Заключающим брак (Откр.19:7-9, Откр.21:9)
  • Агнцем, находящимся у Небесного престола и на престоле (Откр.5:6-8, Откр.5:13, Откр.6:16, Откр.7:9-10, Откр.7:17, Откр.22:1-3), Который сначала подходит к престолу, затем упоминается как пребывающий «посреди престола», — а в Откр.22:1 и Откр.22:3 уже сам престол именуется «престолом Бога и Агнца»
  • Агнцем, который есть храм и светильник храма (Откр.21:22-23)

.

И хотя вместить всю полноту богословских и догматических смыслов столь обширной «панорамы имен» человеку просто не под силу, — даже частичное разумение и осознание прорисованных в этой панораме свидетельств позволяет утверждать, что все имена и именования Спасителя, возвещенные в книге Откровение, связаны между собой на самом возвышенном смысловом уровне и по сути являются духовной основой не только последней книги Св. Писания, но и всего новозаветного богословия.

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Какие времена и события возвестил Спаситель на Елеонской горе?

Предыдущая статья: Имена и именования в трудах ап. Иоанна

Все публикации канала «Новозаветные смыслы Апокалипсиса» (список обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #богословские особенности Евангелия от Иоанна #единство и общность Откровения и Евангелия от Иоанна #духовные имена Спасителя у ап. Иоанна #свидетельство имен книги Откровение