Найти в Дзене

Единство библейских свидетельств о грядущих временах

Оглавление

.

Поскольку в Евангелии от Иоанна отсутствует отдельная «эсхатологическая» глава (сравн. с Мф.24, Мк.13, Лк.21), — есть основания предположить, что ап. Иоанн Богослов прорисовывает все самые существенные грядущие события в еще одной своей книге, а именно в Откровении Иоанна Богослова.

А поскольку вполне очевидно, что все новозаветные тексты должны описывать эти события через одни и те же узнаваемые признаки, — есть смысл рассмотреть, как и насколько соответствуют друг другу пророческие панорамы, прорисованные в Елеонской проповеди, и образы грядущих времен, представленные в книге Откровение.

(Здесь следует отметить, что в предложенных далее сравнениях рассматривается только внешнее подобие отдельных утверждений из синоптических Евангелий и соответствующих им эпизодов книги Откровение, но не обсуждаются все возможные смыслы этих свидетельств)

.

Храм апостола Андрея Первозванного на реке Вуокса и его отражение...
Храм апостола Андрея Первозванного на реке Вуокса и его отражение...

.

Итак, и эсхатологические главы трех синоптических Евангелий, и пророческие видения, описанные в книге Откровение, свидетельствуют о том, что:

  • под именем Христа придут прельстители, появится множество «лукавых делателей» и лжепророков (Мф.24:5, Мф.24:11, Мк.13:6, Лк.21:8), сравн.:

знаю дела твои, и труд твой… и то, что ты… испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы (Откр.2:2)
он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон (Откр.13:11-17)
И видел я [выходящих] из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам (Откр.16:13)

  • будут войны по всей земле, восстанет «народ на народ и царство на царство» (Мф.24:7, Мк.13:8, Лк.21:9-10), сравн.:

и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч (Откр.6:4)

  • «по местам» будут глады, моры, землетрясения и «смятения» (Мф.24:7, Мк.13:8), а также «…ужасные явления, и великие знамения с неба» (Лк.21:11), сравн.:

и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Откр.6:8)
и вот, произошло великое землетрясение… и всякая гора и остров двинулись с мест своих (Откр.6:12-14)
И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор (Откр.6:15)
и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои (Откр.6:12-13)

.

Причем согласно синоптическим Евангелиям подобным событиям соответствуют не столько вселенские катаклизмы последних дней, сколько «начало болезней» всего поднебесного мира («все же это - начало болезней», Мф.24:8; «Это - начало болезней…», Мк.13:8; «не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец», Лк.21:9).

Более того, и в пророчествах от Елеонской горы, и в Откровении Иоанна Богослова говорится, что:

  • Из-за неверия в Спасителя люди разделятся между собой, и возненавидят друг друга даже внутри семей (Мф.24:10, Мк.13:12, Лк.21:16). Начнутся гонения на веру и на свидетельства веры, когда христиан будут предавать мучениям и убивать (Мф.24:9, Мк.13:9, Мк.13:13, Лк.21:12-13, Лк.21:17), сравн.:

Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять (Откр.2:10)
знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей (Откр.2:13)
я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели… И сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число (Откр.6:9-11)

  • верующие будут свидетельствовать миру о Господе и Спасителе, а мир ответит на христианское свидетельство гневом и ненавистью (Мф.24:9, Мк.13:11-13, Лк.21:14-17), сравн.:

…встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца (Откр.11:1-2)
И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее… (Откр.12:17)
…убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя (Откр.13:15)

.

Причем и эти признаки не означают немедленного конца ветхого мира, — однако ни один из них уже не исчезнет, и не переменится, но останется актуальным все новозаветные времена до Последнего дня и Второго Пришествия Спасителя. А то единственное обстоятельство, которое отвечает на вопрос «какой признак Твоего пришествия и кончины века?» и действительно соответствует концу времен, возвещается только в Евангелии от Матфея: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф.24:14), сравн.:

И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их (Откр.11:7)

.

А далее и Елеонская проповедь, и книга Откровение свидетельствуют о том, что несмотря на все скорби и гонения, через которые надлежит пройти Церкви в новозаветные времена, ее земная миссия к последнему дню не «прервется», а «исполнится», то есть достигнет всех своих целей и смыслов:

И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих (Откр.10:11)
И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли (Откр.11:3-4)
И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу (Откр.14:6)

  • А преодолевшие все гонения и бедствия спасутся для вечности (Мф.24:13, Мк.13:13; «терпением вашим спасайте души ваши», Лк.21:18-19), сравн.:

Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть… Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр.2:10)
Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти (Откр.12:11)
И увидел я… души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет (Откр.20:4)

.

Что касается грядущего разрушения Иерусалима, — Господь на Елеонской горе предупреждает, что:

  • Верным необходимо бежать из Иерусалима, так как город и храм будут разрушены (Мф.24:17-22, Мк.13:14-20, Лк.21:20-24; в Мф.24:15-16 и в Мк.13:14-15 говорится о бегстве из Иудеи при появлении «мерзости запустения» в иерусалимском храме, предвозвещенной в книге пророка Даниила), сравн.:

И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее (Откр.18:4)

  • Дни этого бегства станут временами великой скорби, но будут сокращены «ради избранных» (Мф.24:21-22, Мк.13:19-20), сравн.:

…диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять (Откр.2:10)
это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца (Откр.7:14)

.

И хотя времена «великой скорби» I века, связанной с осадой и разрушением буквального «земного» Иерусалима, были непродолжительными, — согласно Лк.21:24 в результате этих событий народ Божий «отведется в плен во все народы», то есть столкнется с неким подобием ветхозаветного плена в Вавилоне, который продолжался целых 70 лет. Причем свидетельство о пребывании в плену «во всех народах» подразумевает, что «вавилонский плен» новозаветных времен не ограничится территорией одного города или государства, но проявится в масштабах всего человечества, — а времена этого «плена», как и «времена язычников», которым попущено «попирать» Иерусалим, не будут ограничены некими буквальными сроками.

встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца (Откр.11:1-2)
и дана ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира (Откр.13:7-8)

.

Кроме того, Господь предупреждает, что в грядущие времена в мир придут многочисленные лжехристы и лжепророки, которые будут прельщать людей ложными чудесами и знамениями (Мф.24:23-26, Мк.13:21-23), сравн:

и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле (Откр.13:13-14)

.

И в эти же времена «вселенской великой скорби», практически вместе с ними («И вдруг, после скорби дней тех», Мф.24:29; «Но в те дни, после скорби той…», Мк.13:24), в мире проявятся признаки приближения конца всех времен, а именно:

  • Знамения на солнце, луне и звездах, когда поколеблются силы небесные (Мф.24:29, Мк.13:24-25, Лк.21:25), сравн.:

и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих (Откр.6:12-13)

  • Возмущение моря…и море восшумит и возмутится», Лк.21:25)

  • Смертельный страх народов по всей земле (Лк.21:25-26), сравн.:

И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять (Откр.6:15-17)

.

И, наконец, совершится явление Сына Человеческого, грядущего на облаках в нетварном сиянии Своей Божественной славы (Мф.24:27, Мф.24:30, Мк.13:26, Лк.21:27), сравн.:

Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные (Откр.1:7)
И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует (Откр.19:11-16)

.

Причем к этому моменту Ангелы Небесные соберут избранных «от четырех ветров», — а на всю вселенную прозвучит особая «громогласная» труба (Мф.24:31, Мк.13:27), сравн.:

но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам (Откр.10:7)
И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков (Откр.11:15)

.

Таким образом, вполне очевидно, что синоптические Евангелия и книга Откровение описывают новозаветные времена через одни и те же существенные признаки, — а некоторые формальные различия не «умножают» предвозвещенные в этих книгах события, но отражают разницу в способах их представления (в синоптических Евангелиях — через единую словесную проповедь; в книге Откровение Иоанна Богослова — через различные образы в панораме сменяющих друг друга видений и иносказаний).

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Главное библейское предупреждение для последних времен: «Итак, бодрствуйте...»

Предыдущая статья: Какие времена и события возвестил Спаситель на Елеонской горе?

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #Елеонская проповедь Спасителя и Откровение Иоанна #синоптические Евангелия и Откровение как эсхатологическая глава от ап. Иоанна #когда сбудутся елеонские пророчества