Найти тему

Жизнь при диабете

Оглавление
Остатки первого глюкометра моего брата
Остатки первого глюкометра моего брата

Когда-то, теперь уже давно, сахарный диабет был "привилегией" достаточно узкого круга людей. Диабетом второго типа болели в основном люди старше 45 лет, а диабетом первого типа начинали болеть с рождения или до 35-45 лет, зачастую имея генетическую предрасположенность. Слово "привилегия" я употребил не просто так. Раньше больных диабетом было весьма немного, намного чаще среди эндокринных заболеваний можно было встретить проблемы щитовидной железы. Но сравнительно недавно многое изменилось. В какой-то момент, буквально эпидемией, и повально, сахарным диабетом стали заболевать дети. Об этом я и расскажу в этот раз.

Мой брат

Моему брату Василию, которого я уже однажды упоминал в другой статье, на тот момент было 9 лет. Очень худой и достаточно высокий парень с прической в стиле "афро", доставшейся ему от рождения. Обычный мальчишка, ходил в школу, гулял, дружил с мальчишками и девчонками. Общительный парень, иногда в меру капризный, иногда упёртый.

В детстве Васю заинтересовали музыкальные инструменты, если быть точнее – гитара. Но, придя в музыкальную школу, от преподавательницы с безумно-вдохновлёнными глазами, мы услышали приговор: "Баян!".

– Почему "баян"-то?
– Ну как почему? Пальчики красивые, длинные, сам высокий и ноги длинные!
– Вроде бы это всё и под гитару подойдёт
– Но баян-то лучше! На гитаре все играть умеют, а вот баян!

Василий, мягко говоря, был не в восторге от предложения и предложил пойти домой. Следующим поиском творческого начала стали танцы, точнее брейк-данс. Но и тут нас ждала неудача. Набор в ту группу был закончен, зато нас попыталась перехватить преподаватель бального танца. Причины были почти и те же, что у предыдущей: рост, длинные ноги, красивые руки. Она с трудом уговорила Васю попробовать сделать пару кругов с какой-то уже опытной девочкой и тут ещё выяснилось, что у него с чувством ритма шикарно. Кроме этого, была ещё одно причина, хотя на мой взгляд именно и она была основной. В группе по бальному танцу практически не было мальчиков. Мамы девочек столпились вокруг нас с обещаниями оплатить группу и все костюмы, лишь бы Вася танцевал именно с их дочерьми, но Василий был непреклонен! В конечном итоге, Вася выбрал для себя в качестве хобби конструирование, к которой потихоньку добавилась и электроника с пайкой. Мы с мамой решили, что пусть так и будет.

Щелчок

Бывает так, что дети болеют. Это, конечно, неприятно, но уже абсолютно привычно. Мокрые ноги, сквозняк или шапка, лежащая в рюкзаке, и вот результат. Уже в воскресенье Василий начал слегка недомогать. Было выдвинуто разумное предположение, что парень просто переутомился. Но поднявшаяся в понедельник температура вынудила вызвать врача. Пришедшая доктор осмотрела юного пациента и прописала горсть таблеток, побольше лежать и тёплое сладкое питьё, будь оно неладно. На следующий день температура не только не снизилась, а даже наоборот, кроме того, у Васи начал болеть живот. Если быть точнее, болел верх живота, где-то в районе желудка. Ещё один звонок в поликлинику: "похоже, у Вас вирус, может даже грипп. Надо добавить антибиотики". Сказано-сделано, благо тогда не все антибиотики были рецептурными. Вася погрустнел окончательно, аппетит исчез полностью, хотя и в здоровом состоянии он кушал очень скромно. В четверг появилась ещё и рвота. Состояний у ребёнка было два: либо его рвёт, либо он лежит на кровати "серой тряпочкой". Дожидаться врача мы посчитали бессмысленным и вызвали скорую помощь. Возрастной мужчина-врач тщательно осмотрел Васю и сказал, чтобы тот дыхнул на него. "Так, всё понятно! Сахар ему измерь!". Медсестра взялась измерять Васе сахар. Несмотря на то, что обычно он боялся различных уколов, в этот раз он даже не пытался сопротивляться. Выяснилось, что уровень сахара у него был 13 ммоль. Для нашей семьи это ничего не говорило. Вот чего-чего, а диабета у нас ни у кого не было. Доктор пояснил, что сахар натощак должен быть 3-5,5, а после еды – не больше 7,5, так что мы в любом случае в пролёте.

Поехали!

Приемный покой
Приемный покой

Далее всё было уже очень быстро, мы схватили вещи первой необходимости и запрыгнули в машину скорой помощи. Приехав в больницу, мы встретили полное приёмное отделение народа всех мастей. У кого-то были сломаны ноги, а у кого-то аппендикс намеревался отправиться в гости ко всем остальным внутренним органам. Это был дежурный корпус местной хирургии, по-этому ждали там все, и взрослые, и дети. На удивление, ждали мы всего час. За Васей приехала каталка, сказали раздеться, а все вещи, взятые с собой, кроме шлёпанцев, нам наказали взять обратно домой. Вася лёг на каталку и был увезён в отделение реанимации, куда нас, естественно, не подпустили на пушечный выстрел. Мы вышли на улицу и я впервые закурил при маме.

Следующие пять дней стали для нас каторгой. Если кто-то пробовал звонить в реанимацию, то Вы знаете, что делать это бесполезно. Мы каждый день ездили в больницу чтобы из приёмного отделения сделали дозвон и сказали нам: "Всё в порядке. Идите". Наша мама снова сильно похудела, она только плакала и пила кофе. И вот наконец-то...

Детское эндокринологическое отделение

– Дед, а где мама?
– Она поехала за Васей.
– Домой его привезёт?
– Сказала в какую-то другую больницу. Она сама не знает. Сказала, как приедут – позвонит.

Я сел рядом с телефоном и стал ждать звонка. Примерно через час мама позвонила мне с впервые за долгое время радостным голосом.

– Нас отвезли на реанимационной в другую больницу
– Как Вася?
– Ну получше. Но он ещё сильнее исхудал. Бледный весь, зато разговаривает!
– Скажи адрес больницы, я приеду
Стены детского корпуса снаружи
Стены детского корпуса снаружи

Проехав почти весь город, я добрался до больницы. Здание больницы явно не вызывало доверия. На стенах мох и отваливающиеся кирпичи, деревянные окна с отваливающейся крышей. Я ещё несколько раз перепроверил то ли это здание, оказалось то. Я вошёл внутрь. М-да... Внутри здание выглядело не лучше. Двери реально напоминали психиатрическую лечебницу из фильмов ужасов и, одновременно, заброшенное бомбоубежище. К сожалению, фотографий этого здания у меня мало, но даже этого хватит чтобы понять суть ситуации.

Стены детского корпуса внутри
Стены детского корпуса внутри

Надо сказать, что меня никто особенно не задерживал, и я надел бахилы исключительно из чувства долга. Отделение эндокринологии оказалось на втором этаже. Я пошёл обходить второй этаж и увидел что вместо дверей в палаты была большая комната со стеклянными перегородками, на против них был сестринский пост. За одним из стекол я увидел маму, сидевшую рядом с кроватью, на которой лежал Вася. Я вошёл в палату. Всё интереснее и интереснее... эти палаты были не просто палатами, а палатами мальчиков и девочек, отгороженных друг от друга исключительно стенами со стеклом. Кровати были длиной не более 120см, что было коротковато для Васи, и его ноги свисали сбоку. Палата в площади составляла метров 9, мест в каждой было четверо. Вася спал. Я кивнул маме и позвал её в коридор.

– Ну что, врачи что-нибудь сказали?
– Да, сказали. Как тогда доктор со скорой подумал – сахарный диабет
– Мда... А что за больница такая чудесная? Это что, наказание за плохое поведение?
– Ты ещё туалет и ванную комнату не видел.

Их я действительно не видел... В комнате "метр на три" были расположены три напольных унитаза. Разделены эти унитазы были кирпичной кладкой высотой в метр. Слева от этой комнаты, в комнате того же размера, на полу стояла ванна. И, конечно же, в обеих комнатах, окна во всю стену.

Стол №9

Пока я рассматривал достопримечательности, начался обед. Вася к этому моменту уже проснулся и видимо он был серьёзно голоден. Мы поздоровались и обнялись, я сильно за него переживал, а он сильно соскучился. После приветствия, Василий пошёл в столовую, в которой его ожидал сюрприз. На обед его ждал суп, тушёные овощи с неплохим кусочком мяса и компот. Со стороны всё это выглядит не так уж и плохо. Суп представлял из себя воду, в которой плавала капуста. Что это? Правильно, это капустный суп! Всё просто. Тушёные овощи и тушёное мясо. Ну тут вопросов вообще как бы нет. Компот из то ли шиповника, то ли черноплодной рябины. Ну неплохо, правда не сладкий, но мне бы нормально было. Так же на столе по понятным причинам не была хлеба. Надо сказать, что уже в более взрослом возрасте я сам осознанно попробую соблюдать эту диету. Кроме одного её факта. ПОЛНОГО ОТСУТСТВИЯ СОЛИ! Ведите ли, соль задерживает жидкость в организме, а значит и сахар в том числе. Значит её нужно исключить! Честно говоря, не так уж и противен капустный суп, сколько он абсолютно пресен. На стене висел список в котором было меню стола №9.

Практически ничего особенно странного, кроме второго завтрака и полдника. Картошки и макарон нет, хлеба практически никогда нет, каши и овощи, но при этом мясо и рыба, йогурты и, мои любимые, яблоки!

Вася сидел за столом со скорбным видом и явно не разделял моего мнения. Но на что я обратил внимание, ему единственному не нравился обед. Остальные дети с такой скоростью и даже возможно жадностью, стучали ложками, что картина походила на фильмы про детей времен войны. На третий день Вася ел так же, в унисон с остальными. Но кроме пресной еды у детей были ещё и сладости.

Сладости

Топинамбур
Топинамбур

Родителям было разрешено приносить некоторые сладости, но только некоторые. Среди них были фрукты и ягоды, всякие сладости из специальных магазинов для диабетиков и топинамбур, но по порядку.

Фрукты и ягоды. С фруктами и ягодами вопрос оказался сложен. Зелёных яблок и лимонов можно съесть ведро, в то время как дыню и жёлтые яблоки только немного, а бананы и сливы – вообще нельзя! В процессе приходит опыт и выбирать становится проще, даже без подсказки.

Сладости из магазинов для диабетиков. Ну тут просто раздолье! Печенье, выпечка, мармелад, шоколад и вообще всё в чём вместо сахара и крахмала содержится фруктоза и инулин. Вкус приятный. В отличие от сахарных продуктов, не оставляет послевкусия. Единственная поправка – цена. Цена подобных продуктов в три-четыре раза выше цены обычных вафель, шоколадок и конфет.

Топинамбур. Подробно рассказывать не стану, в целом можно сказать, что это корнеплод внешне напоминающий имбирь. Дети толпой накидываются на него и буквально со сверкающими глазами громко хрустят этой прелестью. По рекомендациям врачей, есть эту прелесть можно сколько угодно. Ради интереса я попробовал эту прелесть. Кроме как сладковатой сырой картошкой, я это ничем назвать не могу. Правда, на неё реально подсаживаешься. Каждый раз прямо хочется закинуть в рот ещё кусочек.

"Школа диабета"

Когда через пару дней Василий крепко стоял на ногах, нас пригласили в игровую, где доктор проводила "школу диабета". На уроках находились как сами юные пациенты, так и их родители. Школа диабета учила как жить с диабетом. Начиналось всё от банального чем и как питаться, как и сколько единиц ставить инсулина, что такое гипо- и гипергликемия.

Уколы

-6

Инсулин мы понемногу учились ставить сами. Для уколов было предназначено два шприца-ручки: короткий и продлённый. Тот, что с оранжевой наклейкой, в самом начале НовоРапид, является коротким, врачи советуют ставить его подкожно в живот. То есть выкрутить определённую дозу, в сидячем положении оттянуть складку на животе (даже если она маленькая), ввести коротенькую тоненькую иголочку под кожу и нажать на кнопку. Так делается в идеале перед едой, если ты чётко знаешь сколько и чего ты съешь. Тот шприц, что с бирюзовой наклейкой, Левемир, является продлённым, ставится дважды в день, утром и вечером соответственно. Вводится он абсолютно так же, не считая того факта, что областью введения лучше выбрать бедро или плечо. Если рассчитать дозу неправильно, то могут быть неприятные последствия.

Гипогликемия и гипергликемия

Если вовремя не поесть, поесть мало, или поставить больше инсулина чем нужно, может начаться гипогликемия. Мне, к сожалению, доводилось испытывать это чувство, так что опишу я его из наших общих с братом выводов. Начинается всё с того, что достаточно резко и неожиданно становится страшно, настигает реальное чувство паники, которое абсолютно невозможно контролировать, при этом организм испытывает сильную слабость, предметы валятся из рук, а ноги подкашиваются, мысли путаются, причём на столько, что сложно решать простые задачи, начинается сильная тахикардия и, конечно же, неконтролируемый голод. Даже не голод, а ЖОР! В этом состоянии, человек способен пихать в себя торт, закусывая рыбой и солёными огурцами и запивая молоком, причём в умопомрачительном количестве. Уровень сахара поднять гораздо сложнее чем опустить, и об этом стоит помнить. К тому моменту как становится легче, тело ощущается тяжёлым мешком, сильно клонит в сон. Сон после такого занимает обычно от 15 минут до получаса. А потом пациент просыпается уже с гипергликемией. Гипергликемия – эффект прямо противоположный, происходит он если напороться сладкого, забыть поставить укол, или вот так неаккуратно сбить гипогликемию. Мы единогласно решили, что симптомы гипергликемии переносятся легче, но всё относительно. Первое, что можно почувствовать, это сильная жажда и сухость во рту, вообще все слизистые начинают пересыхать, появляется одышка, тело становится "пружинистым", зрение сразу падает на пару пунктов вниз, в ногах появляется покалывание, как если их отсидеть, вишенкой на этом тортике становится абсолютная неадекватность поведения, пациент просто ведёт себя как пьяный. Это одна из основных проблем. Если Вы увидите на улице странно ведущего себя человека, это не всегда может быть пьяница. Частенько в этом состоянии у больного диабетом изо рта пахнет кетонами, это запах продукта распада жиров организма, который часто выделяется у диабетиков или просто здоровых людей, которые давно не ели. Снизить сахар в этот момент можно инсулином. В конечном итоге, движение между этими двумя крайностями может привести в тупик, так что лучше будет в него не попадать. Хотя иногда тело абсолютно не спрашивает.

А что потом?

Выписываясь из больницы, Вася получил полезные подарки: книгу с подробными ответами на часто задаваемые вопросы, подсказками и таблицами расчетов, глюкометр с хорошим запасом тест-полосок и, конечно же, шприцы, тоже на солидный срок. Потом было становление на учёт, обучение жизни в обычном мире с новыми особенностями и банальное привыкание.

А что сейчас?

А это Василий смерил сахар сегодня
А это Василий смерил сахар сегодня

Сейчас Василию уже солидно за 20. Он, как и в детстве, любит машинки, только теперь габариты поменялись. Ростом он чуть ниже меня и стрижётся теперь коротко. У него есть невеста и светлое будущее. Диабет подарил ему зрение -4,5/-5, полинейропатию (снижение чувствительности конечностей), переменчивость в настроении и ещё некоторые нюансы. Зато он жив и живёт полной жизнью, чего я желаю и другим людям у которых есть диабет.

Бояться нечего, при любой болезни всегда есть повод двигаться вперед, пусть даже иногда ползком.