Что важнее стратегия или тактика? Многие ответят и то, и другое одинаково важно.
Думаю, это не так.
Ответ зависит от стадии рынка. Если рынок растет, рост скроет и отсутствие осознанной стратегии и недостатки операционного управления.
Стадия насыщения рынка откроет все карты. Обнажит зубы умирающей лошади. А так и будет, если ты не включишь стратегию и не найдешь новый растущий рынок, который снова все простит. Есть и другой вариант: построение эффективных операций.
Если же рынок перешел на стадию стагнации - никакая тактика не поможет сохранить рост доходов и прибыли.
Итак:
- зарождение рынка - ищешь работающую бизнес-модель.
- рост рынка - масштабируешь найденную бизнес-модель. Зарабатываешь на новых приходящих на рынок клиентах. Можешь их даже не удерживать - для роста хватает и новых. Обороты и прибыль растут.
- насыщение рынка - борешься с конкурентами за существующих клиентов. Получаешь прибыль, эффективно работая с клиентской базой, накопленной на прошлой фазе. Ты не накопил ее? Плоды пожинает кто-то другой.
- стагнация - выживаешь, выжимая все из оставшейся клиентской базы. Зависит от степени стагнации. На рынке проката видеокассет никто, наверное, не выжил.
Так что важнее стратегия или тактика?
На какой стадии рынка?