Моя приятельница Даша несколько лет успешно трудилась на небольшом предприятии. В их маленьком, но как она считала очень дружном коллективе, было всего 4 человека. Работали весело. С работой успешно справлялись. Особенных проблем не возникало никогда. Могли и прикрыть друг друга перед начальством и домой «отпустить» (ну как отпустить, система не проходная, вход/выход никто жестко не контролирует, всегда можно сказать, что в цех человек вышел). Задерживаться после работы принято у них не было. Если только случалось что-то совсем -совсем авральное. Но такое за годы работы было происходило всего несколько раз. Оплата труда у них оклад 12,000 + премии + надбавки + компенсации за все подряд. Все вместе набегало около 30,000. Вполне приличная зарплата. Для больших городов, конечно, это не серьезные цифры, но в небольшом городе вполне приличные деньги, тем более для женщины, работающей по найму.
Надеюсь, что не открою тайну, что весь прошлый год экономику штормило совсем не хорошо. Многие предприятия у нас закрылись. Те, что смогли удержаться на плаву, свернули свою деятельность, а следом и зарплаты. Коснулось это и компании Даши. Нет, они продолжают работать. Но вот денег в компании стало существенно меньше. И начальство придумало, что пора начать экономить на сотрудниках. Пока пропадали привычные мелочи из жизни офиса, например, кулер с водой, никто особенно не возмущался. Все понимали, что хоть все и вышли на работу, но самой работы стало значительно меньше. Но вот в начале года руководство уведомило их всех, что с марта месяца надбавки платиться не будут. Они провели некоторые манипуляции и в результате теперь всех решили посадить на голый оклад, а премия будет формироваться по результатам работы ежемесячной, а не как обязательная дополнительная часть. А в деньгах это получается, что работать придется за 12,000. Если очень повезет и сумеешь заслужить полную премию, то получишь еще максимум 7,000. Как не крути, все равно выходит на треть меньше, чем было.
Сделав нехитрые вычисления, работники пошли с возмущением к руководству. Но то только руками развело: ничего поделать не можем – экономия будет везде. Сходили к юристу, тот тоже не утешил: надбавку за вредность убрали, так они не на производстве в цеху работают, где есть реальная вредность – она и не положена; надбавку за ненормированный рабочий день убрали, значит, ровно в 17,00 можно смело идти на выход – рабочий день завершен, но и так никто не задерживался; компенсацию за проезд сняли, так работодатель маршрутку пустил, которая ходит утром и вечером – пользуйтесь общественным транспортом. И так со всем, что было и что стало.
Получается, что объем работ остался прежним, а платить будут на треть меньше, а то и вовсе в половину.
- И как жить на эти деньги? Мы с мужем жилье снимаем, платим 13,000 в месяц. Получается, что я получать буду меньше, чем съем стоит. Вторая сотрудница у нас в разводе, одна воспитывает ребенка. Алименты приходят символические. Хорошо, что свое жилье есть. Но как месяц вдвоем с ребёнком жить на такие деньги?- возмущается Даша.
Ее понять не сложно, потому что реально на такие доходы не проживешь, не то, что не разгуляешься. Цены в магазинах растут чуть ли не каждый день. Постоянно то одно, то другое дорожает, а тут такой сюрприз: зарплата в половину становится. И не от миллионов Миллера, а от копеек обывателя.
- Вот мы все вчетвером собрались и стали думать, что делать. Понятно, что никто по-хорошему возвращаться нам зарплату не будет. Юридически воевать бесполезно. Они везде подстраховались. Все оформили, как должно. Тут или очень грамотного пройдоху искать надо, либо искать другой путь решения проблемы. И тут одинокая мама, когда все обсуждали, как быть дальше, просто сказал, что придется увольняться, за такие деньги она работать не сможет.
- А кто сможет? – просто спросила Даша. – Видимо, мы все уйдем, наберут молодых, без опыта, а потом жаловаться сами начнут, что работу заваливают, планы не выполняются, сроки горят.
- Так еще придется обучать новичков и все шишки за них получать, - продолжила третья сотрудница и вдруг загорелась. – А что если мы все оптом им заявления об увольнении на стол положим? Весь отдел сразу готов уволиться, думаю, это заставит их по-иному взглянуть на проблему. А если мы по-тихому уйдем друг за другом, то они останутся в чистом выигрыше, в отличие от нас.
Обсудили эту идею со всех сторон. Да, никто за 12,000 работать из них не готов. Это не зарплата, а насмешка. Решили, что завтра с утра все четверо кладут заявление об увольнении начальству на стол. Терять все равно нечего. И или начальство идет им навстречу и сохраняет приемлемый уровень оплаты, или разом остается с пустым отделом.
А на следующее утро четвертая дама отказалась писать заявление. Она сказала, что посовещалась с мужем, тот считает, что ей совершенно не имеет смысла менять работу. Тут она все знает и умеет, работа рядом с домом, задерживаться не приходится, а деньги он сам на семью заработает в нужном объеме. Зато она всегда за ребенком вовремя успеет и с больничными проблем никогда не будет. Поэтому она ничего писать не станет.
Как итог, три человека написали заявления, начальство поржало над ними и всем подписали. Сегодня во вторник они все должны работать последний день и свободны.
-Знаешь, - сказала Даша, - две недели мы втроем завершали свои дела, подводили итоги, передавали все четвертой и ничего нового не брали и не делали. Как итог, за две недели отдел практически встал. Начальство вчера весь день, как собака, лаялось. А нам-то что? Нам теперь работу искать надо срочно, запасов ни у кого особых нет. Оставшаяся дама недовольна, что она одна за всех работать должна, что начальство с нее теперь буквально не слазит, постоянно что-то срочно требует, а платить не торопится. Начальник нервы километрами выматывает. Говорит, что мы ее бросили и теперь специально подставляем. А я ей в ответ сказала, что это она нас всех подставила и бросила. Могли все вместе побороться. Не захотела, какие к нам претензии? Пусть пашет за всех. Со среды еще хуже будет. Тем более, что начальство решило сократить количество единиц в штате.
Вот так легко и просто дружный коллектив превратился во врагов. Интересно, если бы весь отдел написал заявление на увольнение оптом, начальство пошло бы им на уступки? И неужели они не понимают, что один человек не вытянет работу всего отдела? Что движет руководством, которое откровенно рубит под собой сук? Что-то мне подсказывает, что такая экономия превращается уже в неразумную жадность и ничем хорошим не завершиться. Лично мне стало даже интересно, чем завершится такая оптимизация. Есть идеи?
Продолжении истории можно прочитать здесь.