Всему миру известен Ник Вуйчич – ребенок, рожденный без рук и ног, сумевший преодолеть все на своем пути. Сделать свою жизнь. Он не только научился жить сам, но и стал великолепным оратором и своим примером вдохновил многих. Сейчас это известный и преуспевающий человек, объездивший весь мир, зарабатывающий миллионы. Глава семьи.
Но представьте на минуту, что такой же мальчик родился не в XX веке в благополучной Европе, а в России в XIX , да еще и в крестьянской семье. Лишний рот, обуза.
Когда в 1858 году в селе Утевка, Самарского уезда в крестьянской семье Журавлевых родился мальчик, лишенный рук и ног, обезумевшая от горя мать бросилась топиться вместе с ребенком. Спас дед. Забрал ребенка себе, назвал Григорием и стал как мог воспитывать и учить.
Интерес к личности Григория Журавлева возник в 60 годы двадцатого столетия. Когда в Югославии, в одном их христианских храмов искусствовед –реставратор обнаружил надпись на иконе, которая гласила:
«Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев села Утевки Самарской губернии безрукий и безногий. Года 1885 2 сентября».
Не веря своим глазам, искусствовед обратился в Государственный Архив СССР, откуда ему пришел ответ, что действительно такой человек жил и творил и по его проекту был построен и самим мастером расписан храм Святой Троицы в его родном селе. Фантастика.
В XIX веке иконы писали в монастырях, монахи, имеющие академическое художественное образование.
Крестьянин Григорий Журавлев специального образования не имел, был самоучкой.
Мечта писать лики святых у него была с детства. За мечтой и отправился в 15 лет вместе с братом в город Самару и сразу к художнику Травкину. Который был очень удивлен, когда на его пороге появились два крестьянина и попросились в ученики. Необычность просьбы была в том, что учеником хотел быть не тот, который с руками и ногами, а юноша лишенный даже возможности держать кисть. Потрясенный художник оставил молодых людей у себя на несколько дней, и провел с Григорием несколько уроков.
Вот и все. А больше талантливому юноше и не надо было,
До остального дошел сам. Брат сделал ему специально оборудованное место, ведь Григорий писал вертикально, чтоб краска не стекала, помогал менять кисти, обрабатывал доски для будущих икон. Лики Святых на иконах Журавлева были «живые».
Дар художника потрясал, «нерукотворные» иконы святились изнутри. Григорий вскоре стал известен «сияющие иконы» заказывали богатые люди.
В 1884 году была написана икона Святого Николая Чудотворца для цесаревича Николая. И передана в дар, через губернатора Самары будущему царю. К иконе было приложено письмо, написанное Григорием, там были такие слова: «Писанную зубами по вразумлению Бога». Предвидел ли художник страшную участь будущего царя, но передавая икону он надеялся, что поможет она Николаю «укрепить духовную силу».
Цесаревич Николай с благодарностью принял икону. Из
своего фонда выделил Григорию Журавлеву пенсион в размере 25 руб.
Храм в селе Утевка строился 7 лет. Григорий лично расписывал купол. А выглядело это так, на высоту 25 метров на цепях четыре человека поднимали платформу, где лежал привязанный кожаными ремнями художник, рядом кисти и краски.
Через пару часов его опускали, для отдыха. Скулы сводило так, что невозможно было разжать челюсти, только компресс горячим полотенцем, позволял мастеру открыть рот. Крошились зубы. От кожаных ремней плечи растирались в кровь. На голове кровоточили язвы. Это был каждодневный Подвиг .
На протяжении нескольких лет, не жалея себя, работая на износ Храм он все-таки успел достроить. Умер за год до революции. Слова художника перед смертью оказались пророческими, он сказал: «Грядет черная туча и мои иконы никому не будут нужны».
Храм после революции разоряли много раз. Долгие годы там было зернохранилище .
В 1934 году иконы из Храма отвезли на колхозную пасеку, для строительства ульев. Но пасечник на свой страх и риск раздал иконы на хранение местным жителям, а они взамен принесли доски для ульев.
Сейчас Храм Святой Троицы восстановлен, там идет служба. Жаль, что фрески на куполе пострадали. Но звонят колокола. И Самому Большому колоколу дали имя Григорий.
На жизнь свою он не роптал,
Глядел в окно псалмы читал
А кто калеку обижал,
За тех молился и прощал
Еще мечтал он рисовать
Ведь мог он кисть в зубах держать
И рисовать он стал Того
Кто сотворил таким его.
(С. Копылова)