Аннотация. Развитие малого бизнеса в России является стратегическим
направлением развития экономики. Благодаря развитию малого бизнеса происхо-
дит формирование благоприятной экономической среды, увеличивается конку-
ренция среди товаропроизводителей, появляются новые рабочие места, проис-
ходит развитие рыночных отношений в целом. Однако развитие малого бизнеса
неизбежно сопровождается рядом проблем, среди которых – недостаток финан-
сирования, коррупция, нестабильность в налогообложении и другие.
Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, инфляция, рыночная
структура, ВВП.
Раздел: (04) экономика.
На сегодняшний день проблемы в развитии малого бизнеса являются наиболее ак-
туальными вопросами для современной российской экономики. Это объясняется многи-
ми факторами: малый бизнес обеспечивает высокую динамику экономического роста,
помогает решать проблемы реструктуризации экономики, не требует крупных вложений,
обеспечивает занятость существенной доли экономически активного населения и высо-
кую производительность труда; способствует формированию конкурентной среды и
установлению рыночного равновесия. Кроме того, за счет меньшего масштаба малые
предприятия способны более гибко реагировать как на изменяющиеся экономические
условия, так и на колебания потребительского спроса, на изменение конъюнктуры рынка,
тем самым придавая экономике дополнительную стабильность.
В РФ на долю малого предпринимательства приходится чуть более 22% валового
внутреннего продукта (рис. 1). Поэтому основная роль в поддержке малого бизнеса в
данный момент отводится государству. Так, для сравнения: в странах Европейского Со-
юза, США, Японии такой показатель составляет около 60% ВВП
Основная проблема, с которой сталкиваются многие российские предпринима-
тели, связана с недостатком финансирования, что особенно ощущается в большин-
стве регионов России. В свою очередь, реализация потенциала малого бизнеса в
решении экономических и социальных проблем невозможна без рационально раз-
работанной финансово-кредитной поддержки. И на сегодня в России проблема фи-
нансового обеспечения развития малого бизнеса ощущается особенно остро. Преж-
де всего ситуация усугубляется недоступностью займов и субсидий из средств госу-
дарственных и муниципальных фондов поддержки, а также незначительной величи-
ной активов субъектов малого предпринимательства. В дополнение к этому наблю-
дается сокращение объемов реализации продукции, удлинение срока оборачивае-
мости капитала, снижение рентабельности производства.
Несмотря на кризисные тенденции, наблюдается значительное усиление роли и
значимости малого предпринимательства в экономике и социальной сфере регионов
России, что во многом обусловлено процессами реформирования экономико-правовой
системы государства и отнесения развития малого предпринимательства к приоритет-
ным задачам государства. С 1 июля 2014 г. вступил в силу Федеральный закон «О разви-
тии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» с изменениями
на 28 декабря 2013 г., в ред. с 1 июля 2014 г. [2] В данном законе четко прописываются
основные субъекты предпринимательской деятельности, цели и принципы государствен-
ной политики в данной области, основное нормативно-правовое регулирование, а также
полномочия органов государственной власти, субъектов РФ и органов местного само-
управления по вопросам развития малого и среднего бизнеса. В данном законе также
определены критерии, по которым предприятия делятся на малые и средние, в свою
очередь, малые предприятия делятся на малые и микропредприятия. Государственные
органы власти также должны оказывать финансовую, информационную и имуществен-
ную поддержку органов власти. В данном нормативно-правовом документе выделены
отдельными статьями основные виды предпринимательской деятельности, для которых
будут применяться меры государственной поддержки; среди них можно отметить ремес-
ленную деятельность, инновации и промышленное производство, сферу образования,
виды предпринимательства, связанные с внешнеэкономической деятельностью, и под-
держку сельского хозяйства.
Особая роль при поддержке малого бизнеса отводится сельскому хозяйству.
Так, крестьянским и фермерским хозяйствам возмещается немалая часть стоимости всех произведенных затрат, в отдельных случаях предоставляются субсидии, пред-
лагается также кредитование на льготных условиях, помощь в приватизации зе-
мельных угодий и т. д.
Также на сегодняшний день поддерживается развитие молодежного предпри-
нимательства. Существует ряд программ, которые позволяют молодым специали-
стам реализовать свои возможности в разных сферах экономики.
Теперь обратимся к основным терминам, которые помогут нам отличать малый
бизнес от среднего и крупного. Итак, малый бизнес, или малое предприниматель-
ство, – это особый вид предпринимательской деятельности, осуществляемый субъ-
ектами рыночной экономики на основе соответствия следующим критериям:
для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотво-
рительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) ука-
занных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства,
не должна превышать двадцать пять процентов;средняя численность работников для малых предприятий не должна пре-
вышать ста человек за предшествующий календарный год, а для микропредприя-
тий такой показатель не должен превышать 15 человек; выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавлен-
ную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных
средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской
Федерации для каждой категории субъектов малого предпринимательства: микро-
предприятия – 60 млн рублей; малые предприятия – 400 млн рублей [3].
На сегодняшний день перед государством остро стоит вопрос о развитии малого
бизнеса. В Послании Президента России четко были определены приоритеты развития экономики на долгосрочную перспективу, которые заключаются в следующем [4]:
предоставление налоговых каникул для начинающих бизнесменов; так,
например, для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве ин-
дивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощённую систему налогооб-
ложения или патентную систему налогообложения, налоговые ставки по налогам,
уплачиваемым при применении указанных специальных налоговых режимов, в
размере 0% в течение двух налоговых периодов. Субъекты Российской Федерации
вправе установить ограничения на применение льготных налоговых ставок, в том
числе в виде предельного размера доходов индивидуальных предпринимателей и
средней численности работников;
возможность открытия своего дела за 2–3 дня;
амнистия при возврате капитала из офшорных зон;
отсутствие проверок надзорных органов в течение 3-летнего периода с
момента открытия своего дела;
получение патента для «самозанятых» граждан;
расширение доступа малых предприятий к закупкам госкомпаний, субъек-
там естественных монополий, госкорпораций и др.; возможность проводить коммерческую и некоммерческую деятельность в рамках одного юридического лица;
сохранение собственности от кредиторов и рейдеров; отсутствие лицензирования для многих видов деятельности, в том числе
на проведение банковских операций и т. д.
В рамках программы Министерства экономического развития предусмотрен широкий спектр мероприятий поддержки