Найти в Дзене

Проблемы развития малого бизнеса в России

Аннотация. Развитие малого бизнеса в России является стратегическим

направлением развития экономики. Благодаря развитию малого бизнеса происхо-

дит формирование благоприятной экономической среды, увеличивается конку-

ренция среди товаропроизводителей, появляются новые рабочие места, проис-

ходит развитие рыночных отношений в целом. Однако развитие малого бизнеса

неизбежно сопровождается рядом проблем, среди которых – недостаток финан-

сирования, коррупция, нестабильность в налогообложении и другие.

Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, инфляция, рыночная

структура, ВВП.

Раздел: (04) экономика.

На сегодняшний день проблемы в развитии малого бизнеса являются наиболее ак-

туальными вопросами для современной российской экономики. Это объясняется многи-

ми факторами: малый бизнес обеспечивает высокую динамику экономического роста,

помогает решать проблемы реструктуризации экономики, не требует крупных вложений,

обеспечивает занятость существенной доли экономически активного населения и высо-

кую производительность труда; способствует формированию конкурентной среды и

установлению рыночного равновесия. Кроме того, за счет меньшего масштаба малые

предприятия способны более гибко реагировать как на изменяющиеся экономические

условия, так и на колебания потребительского спроса, на изменение конъюнктуры рынка,

тем самым придавая экономике дополнительную стабильность.

В РФ на долю малого предпринимательства приходится чуть более 22% валового

внутреннего продукта (рис. 1). Поэтому основная роль в поддержке малого бизнеса в

данный момент отводится государству. Так, для сравнения: в странах Европейского Со-

юза, США, Японии такой показатель составляет около 60% ВВП

Основная проблема, с которой сталкиваются многие российские предпринима-

тели, связана с недостатком финансирования, что особенно ощущается в большин-

стве регионов России. В свою очередь, реализация потенциала малого бизнеса в

решении экономических и социальных проблем невозможна без рационально раз-

работанной финансово-кредитной поддержки. И на сегодня в России проблема фи-

нансового обеспечения развития малого бизнеса ощущается особенно остро. Преж-

де всего ситуация усугубляется недоступностью займов и субсидий из средств госу-

дарственных и муниципальных фондов поддержки, а также незначительной величи-

ной активов субъектов малого предпринимательства. В дополнение к этому наблю-

дается сокращение объемов реализации продукции, удлинение срока оборачивае-

мости капитала, снижение рентабельности производства.

Несмотря на кризисные тенденции, наблюдается значительное усиление роли и

значимости малого предпринимательства в экономике и социальной сфере регионов

России, что во многом обусловлено процессами реформирования экономико-правовой

системы государства и отнесения развития малого предпринимательства к приоритет-

ным задачам государства. С 1 июля 2014 г. вступил в силу Федеральный закон «О разви-

тии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» с изменениями

на 28 декабря 2013 г., в ред. с 1 июля 2014 г. [2] В данном законе четко прописываются

основные субъекты предпринимательской деятельности, цели и принципы государствен-

ной политики в данной области, основное нормативно-правовое регулирование, а также

полномочия органов государственной власти, субъектов РФ и органов местного само-

управления по вопросам развития малого и среднего бизнеса. В данном законе также

определены критерии, по которым предприятия делятся на малые и средние, в свою

очередь, малые предприятия делятся на малые и микропредприятия. Государственные

органы власти также должны оказывать финансовую, информационную и имуществен-

ную поддержку органов власти. В данном нормативно-правовом документе выделены

отдельными статьями основные виды предпринимательской деятельности, для которых

будут применяться меры государственной поддержки; среди них можно отметить ремес-

ленную деятельность, инновации и промышленное производство, сферу образования,

виды предпринимательства, связанные с внешнеэкономической деятельностью, и под-

держку сельского хозяйства.

Особая роль при поддержке малого бизнеса отводится сельскому хозяйству.

Так, крестьянским и фермерским хозяйствам возмещается немалая часть стоимости всех произведенных затрат, в отдельных случаях предоставляются субсидии, пред-

лагается также кредитование на льготных условиях, помощь в приватизации зе-

мельных угодий и т. д.

Также на сегодняшний день поддерживается развитие молодежного предпри-

нимательства. Существует ряд программ, которые позволяют молодым специали-

стам реализовать свои возможности в разных сферах экономики.

Теперь обратимся к основным терминам, которые помогут нам отличать малый

бизнес от среднего и крупного. Итак, малый бизнес, или малое предприниматель-

ство, – это особый вид предпринимательской деятельности, осуществляемый субъ-

ектами рыночной экономики на основе соответствия следующим критериям:

 для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации,

субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотво-

рительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) ука-

занных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства,

не должна превышать двадцать пять процентов;средняя численность работников для малых предприятий не должна пре-

вышать ста человек за предшествующий календарный год, а для микропредприя-

тий такой показатель не должен превышать 15 человек; выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавлен-

ную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных

средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской

Федерации для каждой категории субъектов малого предпринимательства: микро-

предприятия – 60 млн рублей; малые предприятия – 400 млн рублей [3].

На сегодняшний день перед государством остро стоит вопрос о развитии малого

бизнеса. В Послании Президента России четко были определены приоритеты развития экономики на долгосрочную перспективу, которые заключаются в следующем [4]:

 предоставление налоговых каникул для начинающих бизнесменов; так,

например, для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве ин-

дивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощённую систему налогооб-

ложения или патентную систему налогообложения, налоговые ставки по налогам,

уплачиваемым при применении указанных специальных налоговых режимов, в

размере 0% в течение двух налоговых периодов. Субъекты Российской Федерации

вправе установить ограничения на применение льготных налоговых ставок, в том

числе в виде предельного размера доходов индивидуальных предпринимателей и

средней численности работников;

 возможность открытия своего дела за 2–3 дня;

 амнистия при возврате капитала из офшорных зон;

 отсутствие проверок надзорных органов в течение 3-летнего периода с

момента открытия своего дела;

 получение патента для «самозанятых» граждан;

 расширение доступа малых предприятий к закупкам госкомпаний, субъек-

там естественных монополий, госкорпораций и др.; возможность проводить коммерческую и некоммерческую деятельность в рамках одного юридического лица;

 сохранение собственности от кредиторов и рейдеров; отсутствие лицензирования для многих видов деятельности, в том числе

на проведение банковских операций и т. д.

В рамках программы Министерства экономического развития предусмотрен широкий спектр мероприятий поддержки