Люди со всего света едут в Барселону, именно чтобы посмотреть на здания Антонио Гауди. Особенно его любят японцы. За то, что формы его здания очень близки к природным — очень мало прямых линий, всё волнистое и зыбкое, как будто это не дома, а ожившие образы из сна.
У меня нет цели написать туристический очерк, это будет скорее впечатление об этих зданиях. От архитектуры Гауди захватывает дух, построенные им дома и храмы вдохновляют на творчество.
Они наглядно доказывают даже скептикам, что при определенных усилиях и везении человеку под силу воплотить в наш материальный мир что-то совершенно нереальное. Что-то нечеловеческое и явно имеющее неземное происхождение.
Сам Гауди отвечал на вопрос о том, зачем он так тщательно отделывает башенки и каждую детали на крышах своих зданий (ведь их там ничто не увидит!), - он делает это для ангелов. Вот так, ни больше ни меньше.
А еще он говорил, что его заказчик никуда не торопится. Поэтому и ему торопиться не стоит — можно доводить свои замыслы до совершенства так долго, как потребуется. На воплощение Саграды архитектору и собственной жизни не хватило. Ну ничего, дело подхватили, и строят собор до сих пор.
Из такого ответа Гауди можно понять, что старался он, в общем-то, и не для людей по большому счету. Хотя и для них, безусловно, тоже. Но основной его заказчик был выше.
Возможно, из-за такого нетривиального размаха замыслов у Гауди и получились в итоге материальные воплощения идей, которые идут вразрез с нашими представлениями о домах и храмов, вразрез со всем, к чему мы привыкли.
Скругленные окна неправильной формы, огромные «кости динозавров» вместо колонн и капителей, дома-волны, рыцари-инопланетяне на крыше Ла Педрера, башенки, похожие на заросли грибов на какой-то неведомой планете, затерянной в далеком космосе — всё это сносит крышу даже когда видишь это на фото, а в реальности и вовсе оставляет в памяти неизгладимый отпечаток.
Возле дома Бальо в Барселоне всегда стоит толпа людей с фотоаппаратами, в любое время суток. Его можно фотографировать бесконечно, с каждого ракурса он будет красив, и даже на фоне соседних, тоже эстетически завораживающий зданий он выделяется примерно также, как гулливер среди лилипутов.
В Барселоне огромное количество потрясающих воображение домов с балконами, увитыми растениями и мандариновым
и деревцами, витражами вместо окон, причудливыми коваными решетками и фонарями, ни один из которых не похож на другой. И даже на таком фоне архитектура Гауди поражает своей нереальной сказочностью. А всё почему? Будучи мастером, знающим законы и правила, он при этом изобретал свои собственные правила, делая всё совсем не так, как было привычно, и не то, что ждали от него заказчики.
Его не пугал ни гнев заказчиков, ни смех толпы, называющей его здания «уродливыми каменоломнями». Он верил своей собственной правде и учился у природы — у камней, скал, черепашьих панцирей, листьев платанов и пальмов. Он не боялся пойти против привычных вкусов толпы и быть ни на кого ни похожим.
Земное вообще его интересовало очень мало — деньги, слава и почет были для него лишь горстью золы. Он довольствовался горстью орехов в день и стаканом молока, ходил в обносках и даже умер как бродяга, потому что поначалу никто не опознал в угодившем под трамвай старике знаменитого художника. Он отдал воплощению творческих идей всего себя, без остатка.
Именно поэтому его творения — это магия, яркость и причудливость форм, избыточность красок и неиссякаемый источник вдохновения для тысяч художников и архитекторов, которые пришли следом.
Его дома словно шагнули к нам в реальность прямо из сказки. Он доказал, что любая фантазия может воплотиться в жизнь, и это делает его творческое наследие таким теплым и уютным, возвращая нас к гармоничным воспоминаниям детства.
Спасибо, что прочитали!