Что вы видите, выглядывая в окно? Унылые коробки других домов, заасфальтированные дорожки, замкнутые невысоким бордюром клумбы, на которых пробиваются ирисы и хосты? И немного неба, если задрать голову. Синего-синего или почти бесцветного, усыпанного россыпью белых облачков. Или вам повезло, и вы живете на берегу реки или озера, вас укутывает тишина, та самая, что свойственна только природе: не настораживающая, а умиротворяющая, которую разрезает то чириканье пичужки, то шум ветра в ветвях берез. Согласитесь, иногда возникает потребность все бросить и уехать в теплые края хотя бы на недельку, сменить обстановку, такую милую, но порой поднадоевшую, чтобы вокруг другая архитектура, над головой другое небо, чтобы шум других деревьев и пение других птиц. Но держит работа, семья, жизненные обстоятельства. И тогда на помощь приходит искусство.
Хотите увидеть пейзажи, где живут дома с белыми стенами и черепичными крышами, окруженные оливковыми рощицами или кипарисами, возносящими на своих вершинах небо, южное небо? Оно настолько другое, настолько незнакомое, что воспринимается не прозрачной субстанцией, а морем. Хотя нет, не морем, а даже океаном. Целым океаном, густым, то оранжевым, то сиреневым, то розовым, то синим, укрывшим собою землю. Земля спит в его объятиях и видит цветные, теплые сны, полные запахов спелых трав и созревших апельсинов. Да, вы, наверное, уже догадались, о ком я говорю. А если вы пока не знакомы с этим чудесным художником, то откроете для себя еще одного гения.
Сегодня хочу рассказать вам о пейзажах, созданных известным испанским художником Луисом Ромеро. Он наш современник, родился на юге Испании. Луис Ромеро не только талантливейший живописец, но еще и декоратор, иллюстратор, педагог. И он влюблен. Он влюблен в то, что видит: художник с одинаковой нежностью пишет зиму и весну, лето и осень. Любуется красотой снежного убранства полей и рыжей листвы в ветвях деревьев, золотой пшеницы и красных, будто из шелка сотканных, цветков мака.
У Луиса Ромеро нет диссонанса между освоенным и неосвоенным пространством, т. е. между городом и природой. Его белые дома с черепичными крышами гармонично вписаны в фиолетовые лавандовые поля и зеленые островки оливковых рощ. Его городки, несмотря на очевидную скученность строений, уютны. В окнах обязательно горит свет. Тот, который объединяет семьи и оберегает от темноты.
Иногда на полотнах встречаются люди. Но не они главные герои его повествования. Главными героями являются дома. А люди – такие же элементы природы, как легкая дымка в небе или апельсиновое дерево. Они не перетягивают одеяло на себя, не выплескивают свои эмоции на зрителя. Люди – часть идиллии, царящей на полотнах испанского гения.
В моем восприятии пейзажи Луиса Ромеро глубоко мифологичны. Они из истории про дуализм, который был свойственен традиционному сознанию, той истории, где свет противостоял тьме, духовное конфликтовало с телесным, правое боролось с левым, мужское начало стремилось получить власть над женским. И свет победил.
Вы тоже обратили внимание на особенный ракурс, который выбирает художник, изображая пейзажи? Это вид одновременно сверху и сбоку. Наверное, так видит пространство птица, устремляющаяся в небо. Или душа уставшего человека, ненадолго улетая в страну сладких снов.
Домики и рощи, поля пшеницы и кипарисы воспринимаются маленькими не потому, что это локус маленького народца. Это наш, реальный, немного наивный мир, но обязательно добрый и светлый, лишенный агрессии и уныния. Такой, какой он виден с высоты полета влюбленной в него души. Это мир упорядоченного пространства, которому неизвестен хаос. Это царство свершившейся гармонии человека с природой, другими людьми и с самим собой.
Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!
Видео с моим стихотворением «Тоскана», проиллюстрированное работами Луиса Ромеро, смотрите здесь:
Известный французский художник Ришар Бурле: дамы в синем.
Пионы, источающие свет, в живописи Азиза Сулайманова.
Акварели Ольги Новицкой о зубрах.