Найти тему

Как правильно хвалить сотрудников

Оглавление

Доброго времени суток, друзья! Сегодня я, Антон Дурнецов, основатель бренда BGStaff, создатель системы обучения для рекрутеров, один из спикеров НГУ и просто хороший человек, расскажу вам, зачем и как хвалить сотрудников.

Доброе слово и кошке приятно

Зачем хвалить человека в принципе — понятно. Это позволяет сделать приятное, поднимает самооценку. Вопрос, зачем это руководителю? Работодатель обеспечивает условия для труда, разруливает сложные ситуации с налоговой и прочими госорганами, берет на себя потенциальные риски. А сотрудник может накосячить так, что руководство разгребает месяцами и тратит на это не один оклад. Тут наоборот бы пожестче, побольше контроля, публичных порок в профилактических целях — чтобы остальные поняли, как не надо.

Из этого противостояния растут корни проблемы, почему руководству зачастую трудно хвалить работника. Они по разную сторону баррикад: один хочет развивать бизнес, другому бы на стабильную зарплату наскрести и чтоб не трогали. Один досконально изучил ТК, особенно его часть про больничные, отпускные, обязанности сотрудников и права руководства, а другой ежедневно пашет.

Результат таких взаимоотношений очевиден: сотрудник начинает думать, как избежать очередной выволочки. В обычной, средней руки компании в подобном состоянии находится 75% персонала. Какие уж там «корпоративный дух» и «вовлеченность в процветание предприятия»…

Похвала же работает как мотивация. Когда начальство устраивает коллективные или персональные головомойки, происходит вот что:

  • люди стараются скрыть истинное положение дел, умолчать о реальных проблемах и избежать наказания;
  • публичное унижение ведет к появлению обиженных, саботажников, к потере стремления выкладываться на 100%;
  • сильный контроль усиливает внутреннее сопротивление коллектива.

Похвала за хорошую работу мотивирует продолжать трудиться и нарабатывать репутацию. Сотрудникам легче понять, как правильно поступать в конкретной ситуации. Коллектив тратит меньше сил на поиски защиты от агрессии и больше вкладывается в работу. У людей возникает желание поддержать созданный положительный имидж. Происходит закрепление успешной модели поведения — и вот он, рабочий дух, без всяких новомодных HR-инструментов.

-2

Как хвалить правильно

Силу похвалы сложно переоценить, но поощрять подчиненных следует с умом. Если постоянно хвалить одного человека перед коллективом и тыкать его успехами под нос другим, вы посеете сплошные конфликты. Другие решат, что их зажимают, а сам «медалист» ощутит себя изгоем.

Поощрение должно соответствовать реальному вкладу и нуждам подчиненного. Плохой пример: работник увеличил прибыль фирмы на 15% в этом месяце, а ему вместо премии объявляют благодарность. Или в качестве вознаграждения отправляют на дополнительное обучение с дальнейшим продвижением, а он не заинтересован в повышении.

Не нужно хвалить по графику, дежурные комплименты не мотивируют, а раздражают. Не нужно выдавать благодарность спустя два месяца, это даст нулевой эффект.

Другой важный момент: во время объявления поощрения следует обращаться к человеку напрямую, а не говорить о нем в третьем лице. Помните также, что хвалят не конкретного сотрудника, а его поступки, выполненную работу. В этом отношении есть замечательная формула: СИТУАЦИЯ ДЕЙСТВИЕ РЕЗУЛЬТАТ.

Как хвалить сотрудников — примеры.

  1. Ситуация: слишком требовательная клиентка закатила нам вчера скандал на ресепшене.

Действие: спасибо тебе, Аня, что смогла разрешить конфликт без последствий.

Результат: у нас могли бы быть серьезные неприятности. Эта женщина работает в городской администрации.

  1. Ситуация: летом у нас постоянно падают продажи, потому что все уезжают из города на дачи.

Действие: но я смотрю, что ты очень хорошо продаешь — выручка по сравнению с прошлогодним летом поднялась на 20%.

Результат: это просто отлично, у компании высвободилось немного средств, я смогу выплатить тебе премиальные.

  1. Ситуация: другой сотрудник нечаянно удалил сайт крупного клиента.

Действие: ты просто спас всех, быстро восстановив данные.

Результат: даже не представляю, сколько бы нам пришлось возвращать денег.

Ну и добавляем в голос эмоций :).

Проверьте волшебство похвалы на близких

Не все могут выдавать комплименты на-гора. У многих на уровне подсознания стоит внутренний блок, другие едва выдавливают банальное «молодец». В этой ситуации попробуйте поиграть в игру: поставьте себе ежедневную цель похвалить в течение дня трех разных людей. Так вы научитесь находить и выделять чужие сильные стороны (полезное, кстати, качество для бизнесмена).

Потренироваться можно на близких. Особенно чутки к силе похвалы дети. Придя вечером домой, вместо стандартного «умница» скажите: «мне нравится, какие у тебя ровные буквы, видно, что ты старался». Удивите супругу, разглядев ее цвет волос, или супруга, отметив, как идеально он водит машину. Но не перестарайтесь: хвалить окружающих люде й нужно дозированно, иначе приятные слова утратят свою ценность или скатятся до манипулирования.

Еще больше советов по нематериальной мотивации вы можете прочитать в других статьях нашего канала. И не забудьте похвалить автора лайком или комментарием;)).