Счастливые обладатели автомобилей каждый раз испытывают потрясение от посещения автозаправочной станции. Заправка транспортного средства после очередного роста цен наносит ощутимый удар по бюджету любой среднестатистической семьи нашей страны. И это с учетом того, что стоимость сырья, из которого произведено топливо, в разы дешевле конечного продукта.
Путь бензина до конечного потребителя состоит из:
- поиск и разработка нефтяных месторождений;
- нефтепереработке в бензин;
- транспортировка и реализация бензина на автозаправочной станции.
Нефтедобыча
Расходы на добычу 1 л. бензина составляют около 10% от его стоимости.
Начинается с поиска месторождения с использованием современных технологий: аэрофотосъемки, сейсмической разведки. Проведение всего комплекса работ требует значительных денежных вложений.
Далее следует этап разработки месторождения, не прощающий ошибок. Ведь цель – получение максимального количества нефти при минимальных расходах на ее извлечение. Для ее достижения происходит бурение скважин (проверочных, основных, нагнетательных, контрольных) в районах Дальнего Востока и Восточной Сибири.
Нефтепереработка
Расходы на получение 1 л. бензина – около 6% его стоимости.
В результате технологического процесса разделения нефти на фракции получаются хорошо знакомые нам продукты (количество производных нефтепродуктов достигает более 40 наименований)
Транспортировка
Расходы на транспортировку 1 л. бензина – около 1,5% от его стоимости.
Доставка используется на разных этапах: транспортировка к месту переработки, хранения, оптовой или розничной торговли. Использоваться могут железнодорожный, автомобильный, вводный и трубопроводный способы транспортировки. Именно по трубопроводам доставляют 90 % всей российской нефти.
Розничные расходы
Расходы на розницу в стоимости 1 л. бензина – около 11% от его стоимости.
Продажа бензина осуществляется на автозаправочных станциях. А это затраты на строительство, в том числе создание дорожной инфраструктуры, содержание и зарплата персонала.
Совокупная прибыль
Совокупная на прибыль с 1 л. бензина составляет около 25% от его стоимости.
Совокупная прибыль вытекает из прогнозируемых сумм прибыли каждого из участников описанного выше процесса, необходимых для их дальнейшего развития.
Налоги и сборы
Очевидно, что основная составляющая ценообразования – затраты на уплату налогов и сборов. А это увеличение цены 1 л. бензина на 55%
- Налог на добычу полезных ископаемых – 16,9%;
- Акцизные ставки на нефтепродукты – 12%;
- НДС – 20%;
- Налог на прибыль, оплату труда и др. – 4,8%
Так сколько стоит 1 литр бензина без налогов?
Слагаемые себестоимости 1 л. бензина:
- Общая себестоимость = затраты на нефтедобычу 10% + затраты на нефтепереработку 6% + транспортные расходы 1,5% + розничные расходы 11% = 28,5% ;
- совокупная прибыль участников процесса = 23%;
- налоги и сборы = 55%
На сегодня (март 2021 года) АИ-92 по Москве и области стоит в районе 41,00 – 45,50 рублей. Возьмем среднюю цену, пусть это будет – 43,00 рубля. После не хитрых манипуляций получаем:
- Себестоимость = 43,00 * 28,5% = 12,25 рубля.
- Прибыль = 43,00 * 23% = 9,89 рубля.
- Налоги = 43,00 * 55% = 23,65 рубля.
Цена 1 л. АИ-92 без налогов: 43,00 - 23,65 = 19,35 рубля
За прошедшие 20 лет в России цена на бензин выросла в 6 раз. При этом росла и цена одного барреля нефти. Но даже в те моменты, когда цена на нефть падала, цена на бензин не снижалась, а продолжала расти.
Большинство нефтедобывающих стран (Иран, Саудовская Аравия, Венесуэла) удерживают цену на бензин для торговли внутри страны на уровне ниже установленного для экспорта. Объясняется это государственными льготами и льготным налогообложением.
Как вам статья? Поделитесь вашим мнением в комментариях!
Подписывайтесь на канал это мотивирует писать дальше.