Найти тему
Letundra и её новости

Российский ультралоукост перевозчик. Кто им станет?

Оглавление
Иллюстрации Letundra.
Иллюстрации Letundra.

Одна из крупнейших российских авиакомпаний Utair рассматривает возможность стать ультра-лоукостером. Какие особенности “ультра-лоукостовой” модели, и в чем выгода для авиакомпании быть лоукост-перевозчиком?

Что такое ультра-лоукостеры?

фото: Krisztian Bocsi / AP
фото: Krisztian Bocsi / AP

Такой вид дешёвого вида авиатранспорта как лоукостеры уже давно возник на западе, а в последние годы активно развивается и на российском рынке. Подход бюджетных авиалиний к ценообразованию можно описать так “лоукостер даёт только возможность перелёта, за все остальное пассажир доплачивает отдельно”, и можно заметить, что подход действительно грамотный.

Однако, кроме всем давно известных лоукостеров, в авиационной отрасли стремительно развивается сегмент ультра-лоукостеров . Их “фишка” в том, что предлагается ещё более дешёвый сервис, путем ещё большего сокращения удобств. Такие авиакомпании пользуются большим спросом, так как позволяют пассажирам приобретать билеты за рекордно низкие цены. Но вторая сторона медали тоже есть: все дополнительные услуги и опции оплачиваются отдельно, и порой багаж, выбор места, питание во время полёта и другие дополнительные услуги стоят больше, чем первоначальная стоимость билета.

Опыт заграничных лоукостеров

На примере нескольких лоукостеров, можно проанализировать, была ли выгодна такая модель зарубежным авиакомпаниям.

Norwegian Air

фото: Unsplash
фото: Unsplash

Норвежская авиакомпания Norwegian Air, занимала место в первой тройке лоукостеров, будучи самой востребованной авиакомпанией в области трансатлантических перелётов. Однако, когда лоукостер предложил дешевые билеты, компании-конкуренты тоже снизили стоимость своих билетов по тем же маршрутам. Например, в июле 2018 года по маршруту из Лондона в Нью-Йорк цена на билет Norwegian Air была на 36$ меньше, цены билета конкурента British Airways. Вместе с тем на рейсах Norwegian Air питание не было включено в спектр услуг, его можно было докупить отдельно за 40$, а British Airways предлагал бесплатное двухразовое питание и бесплатные закуски.

В связи с этим пассажиры часто предпочитали заплатить на пару долларов больше ради получения дополнительного сервиса. Рейсы Norwegian стали убыточными, так как не всегда пользовались спросом среди путешественников. А самые большие потери перевозчик понес в период пандемии. Чтобы авиакомпания не обанкротилась полностью, руководству пришлось уволить 1100 сотрудников, вывести из эксплуатации 90 самолетов, отказаться от трансатлантических рейсов и сосредоточиться на европейских маршрутах. Норвежское правительство отказало Norwegian Air в материальной помощи. В результате акции компании упали на 23% до рекордно низкого уровня, а цена компании упала на 99%. Как мы видим, многие факторы способствовали тому, что эту модель не получилось внедрить на дальнемагистральных рейсах. Но благодаря чему модель лоукостеров работает у других авиалиний?

Ryanair

фото: Unsplash
фото: Unsplash

Одним из самых крупных бюджетных авиаперевозчиков в Европе является ирландская компания Ryanair . На рынке перевозчик уже более 20 лет, авиапарк насчитывает более 500 судов, а компания обслуживает более 2000 направлений. Даже в кризисном 2020 году, Ryanair запустила лоукост рейсы по 4 новым направлениям и закончила финансовый год с прибылью.

Секрет успеха авиакомпании Ryanair заключается тотальной экономии: ручная кладь рекордно маленьких размеров, за багаж пассажирам необходимо доплачивать, регистрация в аэропорту платная и может достигать €50, питание и напитки на борту платные, а выбор мест является премиальной платной услугой. Самолёты перевозчика оснащены неподвижными креслами, это позволяет разместить больше сидений и соответственно пассажиров, а также обеспечивает высокую скорость уборки. Реклама билетов предлагает пассажирам за низкую цену прилететь в Париж, Милан или другой город Европы, но информация о том, что аэропорт прилёта может находится в 50 кг от города умалчивается. За это компания нередко подвергается критике, однако это не уменьшает пассажиропотока и высокой прибыльности перевозчика.

Планы Utair стать ультра-лоукостером

фото: instagram.com/utair
фото: instagram.com/utair

В России пока единственным лоукостером остается “Победа”, входящая в группу Аэрофлота. Перевозчик Победа очень успешен на российском рынке. Это одна из немногих авиакомпаний, которая закончила 2020 год с прибылью в 18 млн. долларов, в то время, когда большинство авиалиний закончили год с большими убытками. Проанализировав успех Победы и переняв опыт лоукост-компании, новый ультра-лоукостер может также иметь успех.

Некоторые шаги на пути к ультра-лоукостовой модели уже сделаны, в частности: внедрены безбагажные тарифы и питание во время полёта стало платным. За счет этого билеты станут немного дешевле, а хорошие скидки и акции смогут возродить интерес путешественников к компании. Но для полноценно ультра-лоукостовой компании этого мало, ведь безбагажные тарифы и отсутствующее питание уже давно является нормой для других авиакомпаний, не называющих себя лоукостерами. Чтобы стать ультра-лоукостером перевозчику придется максимально сократить все “блага” полёта, возможно даже норма ручной клади станет платной. Однако, учитывая то, что доходы людей сократились, такие полёты могут быть востребованными. А как вы думаете, поможет ли ультра-лоукостовая модель повысить спрос на услуги авиакомпании и привлечь пассажиров?