В международных экономических отношениях, которые являют собой сложную и многогранную систему, иногда нелегко понять, как именно тот или иной фактор способен повлиять на её развитие в дальнейшем. И почти всегда какое-то явление, показавшееся изначально положительным, вдруг выдавало некую скрытую угрозу для экономики той страны, в которой оно произошло.
И именно о таком явлении я хочу сегодня вам рассказать. Это так называемая «голландская болезнь» - одно из заболеваний экономики наряду с «аргентинской», «венесуэльской», «саудовской», «зимбабвийской»…
«Голландская болезнь» может возникнуть в результате стремительного развития одной или нескольких отраслей экономики, приводящему к, казалось бы, хорошему делу как укрепление валютного курса. Отнюдь. Потому что в итоге эти события вызовут серьёзные проблемы.
В теории как бы не очень важно, какой именно сектор экономики начнёт бурно развиваться, но практика совершенно определённо показывает, что «голландская болезнь» наиболее часто возникает вследствие того, что где-то открываются большие месторождения полезных ископаемых.
Как это произошло в 1959 году в городе Гронинген, в котором было открыто месторождение природного газа с невероятным объёмом, как утверждали съехавшиеся со всей страны эксперты. И для того, чтобы газ превратился в деньги, и государство, и частники бросили все свои инвестиции на освоение этого сказочного месторождения, урезав в финансовой подпитке все остальные отрасли экономики. В самом начале этой «газовой лихорадки» доход был колоссальный, а потом всё в одночасье рухнуло, когда выяснилось, что 80% газа из Гронингена невозможно использовать, поскольку он содержит не свойственные для газа вещества. В итоге сырьевой сектор Нидерландов ухнул ниже плинтуса, остальные же отрасли были и так в застойном болоте из-за отсутствия финансирования.
С тех пор «голландскую болезнь» называют ещё «эффектом Гронингена».
Каков же механизм «эффекта Гронингена», наносящий вред экономике?
Вследствие, как правило, высокой цены полезных ископаемых (особенно, если говорить о топливных ресурсах), государством запускается экспорт обнаруженных ресурсов на международный рынок, в результате чего в страну начинают поступать серьёзные валютные средства, что сразу же приводит к укреплению и номинального, и реального курса собственной валюты государства.
И вот с этого самого момента начнётся негатив:
· повышение курса национальной валюты вызовет снижение стоимости импорта в целом для страны, что приведёт к увеличению объёмов импортируемой продукции. Причём, экспорт продуктов (кроме ресурсов вышеупомянутых) уже не будет казаться настолько привлекательным и, как итог, будет существенно снижаться показатель чистого экспорта, а также будет наблюдаться перекос в структуре экспорта;
· так как теперь добывающая отрасль кажется гораздо более доходной, то начинается структурная трансформация в экономике – обрабатывающая промышленность больше не финансируется и приходит в упадок. Одновременно из-за роста доходов граждан страны в сфере услуг ещё некоторое время будет наблюдаться некоторая динамика, которая сможет поддержать рост ВВП в прежних цифрах, что замаскирует негативное влияние «эффекта Гронингена»;
· из-за притока валюты будет наблюдаться внешнее улучшение жизни : например, увеличение доходов граждан в силу политического фактора, поскольку правительство в целях обеспечения себе популярности будет стараться повышать заработные платы, не беря во внимание, что эти повышенные зарплаты не будут подтверждены реальным экономическим ростом. Так что, будет повышаться и совокупный спрос, который не будет уже удовлетворён тем предложением, который будет на рынке. А это уже неизбежное начало раскручивания маховика инфляции.
Любопытно, что ещё четырьмя годами ранее, в 1955 г. английским студентом-экономистом Тадеушем Рыбчинским было доказано, что из-за резкого роста одних секторов экономики будут угнетаться другие. Так что, «голландская болезнь» и теорема Рыбчинского связаны неразрывно: первая является практическим воплощением теоретической модели второй.
Изучение экономической истории других стран не только любопытно, но и полезно – думаю, что вы не сомневаетесь в том, что «голландскую болезнь» не избежала и Россия, причём ещё с советских времён – и на опыте не только Голландии, но и других государств (Колумбии, например, после роста спроса на кофе или излечившихся Франции, Великобритании, Норвегии) можно будет минимизировать последствия явления под названием «голландская болезнь» - «ожирения» экономики, вызванного, в частности, притоком нефтедолларов.
Друзья, если данная информация была Вам интересна, ставьте лайки, делайте репосты в соцсетях и подписывайтесь на мой канал . На нем подобная информация публикуется частенько и есть возможность её обсудить.
Спасибо, что дочитали!
Смотрите также:
Какой нефтью торгуют в мире и в России?
Нефть. Нас убили на нефтяной войне
Нефть, прощай. Что ждёт рубль.
Экологическое безумие Евросоюза может вызвать деиндустриализацию России, как в 1990-х.
Владимир Назаров. "Серый кардинал" правительства. "Злой гений" пенсионной реформы.
А ты хочешь, чтобы тебя оцифровали в единой биометрической системе?
Деньги. Прогноз последствий девальвации для страны.
Деньги. Прогноз последствий девальвации для населения.
Девальвация доллара и евро в 2021 году.
Бильдербергский клуб и президент - партнёры или враги.
Пенсия. Живи быстро, умри молодым (ПФР)
Пенсия. Будет ли перерасчёт за советский стаж?
Пенсия и индексация. Гонка на выживание?
Правда и ложь о хранении пенсии на банковской карте
Кто и зачем следит за нашими деньгами?