Частные инвесторы становятся все сильнее. Ярким тому примером стала громкая история противостояния пользователей Reddit и хедж-фондов, а также рост самых неожиданных инструментов — альтернативных валют и NFT-картин. Такая же тенденция наблюдается и со старыми играми.
Совсем недавно на аукционе был продан редкий картридж 1986 года с видеоигрой Super Mario Bros за $660 тысяч. Стоит отметить, что на таких инвестиционных инструментах может заработать практически любой человек. Для этого нужно просто купить ценные бумаги редких изданий. Вот некоторые из тех, которые советуют коллекционеры.
Винтажная копия Pokemon Yellow в будущем может стать новым хитом для инвесторов, которые рассматривают венчурные активы. Такие компании, как Rally и Otis позволяют клиентам инвестировать в бумаги специфических активов, которые позже достигают атомных цен на аукционах. Совокупность редкости и старомодных финансовых спекуляций стимулирует подъем цен, что разжигает все больший интерес у вкладчиков.
Otis называет себя “биржей культурных ценностей”. Недавно она получила свыше $14 млн инвестиций. Rally немного обошла конкурента, получив $17 млн. В своих приложениях компании позволяют купить ценные бумаги на некоторые лоты, не покупая сами предметы целиком.
Еще одна потенциально дорогая игра — Zelda от компании Nintendo. Ее успех можно объяснить большим количеством релизов, которые привязаны к каждому поколению устройств разработчика.
Те, кто профессионально занимается продажей редких игр в реальных магазинах, со скепсисом относятся к новому рынку и его крупным суммам. Они привыкли работать в своих павильонах, разглядывать физические вещи, картриджи, постеры, комиксы. Однако этот мир — устаревающая эпоха.
Так, например, на Манхэттене есть небольшой магазинчик Videogamesnewyork. Он постоянно набит клиентами, которые как в музее гуляют между стеклянными витринами, останавливаясь рассмотреть старую Sega Saturn или выставленные копии древних игр. На Otis нераспечатанная игра Pokemon Yellow может стоить $79,5 тысяч, а вот в Videogamesnewyork — $40. Но почему разница так велика?
В первую очередь все зависит от редкости экземпляра. Неоправданные цены в приложениях Otis и Rally зависят от состояния самих игр. Например, в них могут быть опечатки или иные особенности, которые их выделяют среди основной серии.
Гендиректор Videogamesnewyork Дэн Мастин рассказал, что отметил резкий скачок цен на коллекционные товары в магазине. Он подтвердил, что покупатели зачастую делятся на два вида: тех, кто хочет вернуть старые деньги и поностальгировать, и тех, кто хочет превратить $50 в $5 000. Особенно популярны игры, которые так и не открывались. Их покупают только как инвестиционный актив.
Между инвесторами и коллекционерами существует огромная пропасть. Первым совершенно неважно, как и кем создавалась игра, какой там сюжет. Все эти аспекты они рассматривают как строчки в характеристиках, которые в перспективе повысят цену актива. Коллекционеры в свою очередь воспринимают игры как нечто дорогое их сердцу. Они запоминают каждую царапинку на упаковке, знают их историю от и до. Коллекционеры покупают игры не для того, чтобы заработать на них, а для того, чтобы поностальгировать и поиграть.
Помимо инвестирования есть и иные способы заработка на видеоиграх. Среди них продажа игровых виртуальных артефактов, съемка видеопрохождений для различных платформ, создание игр, тестирование и многие другие.
Однако инвестирование и коллекционирование все же остаются ведущими направлениями. Одними из наиболее востребованных картриджей, на которые до сих пор охотятся коллекционеры, — это созданные для Atari 2600 Superman, Birthdaymania и другие. Для Nintendo редкими считаются Little Samson, Bonk’s Adventure, Bubble Bobble 2 и многие другие.
А кем бы стали вы: инвестором или коллекционером?