Найти тему

Первая печать Апокалипсиса: для чего всаднику на белом коне лук со стрелами? (Откр.6:1-2)

Оглавление

.

И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри (Откр.6:1)

.

Слово «иди», которое звучит при снятии первой печати, — это единственное небесное повеление, возвещенное в книге Откровение «голосом грома» (даже вопрос «кто достоин…?» из Откр.5:2, который услышали все без исключения обитатели вселенной, был задан «громким» голосом, но не «голосом грома»).

Поэтому нет сомнений, что небесный призыв ’Ερχου (т.е. «иди», «выходи»), достиг даже самых отдаленных уголков мироздания.

Кроме того, поскольку особенный «громовой» голос принадлежит одному из четырех небесных животных, есть все основания утверждать, что повеление «выходи» звучит прямо от Небесного престола (сравн. – Пс.76:19, Пс.103:7, Мф.3:17, Мф.17:5 и т.д.) и возвещает Волю Самого Творца и Вседержителя.

При этом и сама первая печать является одновременно и особенной, и знаменательной, ведь она не просто открывает достаточно длинную череду событий, но и предопределяет логику всех последующих видений, связанных с вверенной Агнцу Небесной книгой судеб.

(Очевидно, что первая печать, как и все первое, представляет не только сама себя, но и весь следующий за ней смысловой ряд, т.е. прорисовывает те принципы, в соответствии с которыми будут строиться свидетельства, открывающиеся тайнозрителю под всеми семью печатями)

А поскольку в главах 4 и 5 книги Откровение «земная» часть Миссии Спасителя (т.е. Боговоплощение, Распятие, Воскресение и Вознесение Господа) обозначена как уже совершившаяся (Откр.5:5), после чего начался следующий этап Божественного Домостроительства, представляющий собой новозаветное свидетельство «земле и небу», проистекающее по вдохновению Св. Духа из уст Апостольской Церкви, — вполне очевидно, что события «под печатями» соответствуют временам вселенской христианской проповеди, в результате чего Благая Весть должна «обойти землю» и достичь самых ее краев (Деян.1:8, 1 Пет.2:9, Рим.1:8 и т.д.).

(Здесь можно отметить, что нечто подобное совершили и «кони Захарии», которых пророк видел стоящими «между миртами» или «горами осеняющими», — ведь эти «небесные кони», находясь под началом Ангела Господня, «вышли» и «прошли землю», сравн. – «...это те, которых Господь послал обойти землю», Зах.1:10-11)

И, как будет видно далее, именно такие смыслы открываются в дальнейших видениях главы 6 книги Откровение Иоанна Богослова.

.

...............................................................................................................................................

.

Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он [как] победоносный, и чтобы победить (Откр.6:2)

.

В том, что «конь белый» со всадником, которому «дан… венец», есть образ «апостольского учения» (свт. Андрей Кесарийский) и «христианской проповеди» (проф. Лопухин), все авторитетные богословы практически единодушны.

И действительно, если сказано, что всадник с «венцом славы» (греч. στέφανος) вышел «как победоносный», и «чтобы победить», — очевидно, что победа следует за этим всадником неотступно, и в конечном счете является неизбежной.

А окончательная победа может остаться только за тем, кто (что) исходит от Господа, и что соответствует вселенскому торжеству Его Благой Воли.

(В качестве дополнительного аргумента против еретических толкований, наделяющих первого всадника надуманными нечестивыми именами типа «Чума» или «Мор», а то и вовсе объявляющих его антихристом, можно заметить, что венец–στέφανος, неоднократно упоминаемый в книге Откровение, во всех случаях свидетельствует о принадлежности его носителя силам небесным, Откр.2:10, Откр.3:11, Откр.4:4, Откр.12:1 и т.д.)

Не вызывает особых вопросов и время прорисованного под первой печатью «похода»: период вселенской христианской проповеди включает в себя всю полноту новозаветных времен, от дня Пятидесятницы — до самого последнего дня и часа ветхой мира, сравн.:

И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец (Мф.24:14)

(В этом смысле даже тот факт, что уже в наше время Евангелие проповедано во всех уголках земли, и эта проповедь преисполнена как очевидных, так и не очевидных для нас духовных плодов, свидетельствует о том, что в современном мире присутствуют множественные и разнообразные проявления окончательной победы первого всадника)

Что касается особого воинского оружия (лука), — образ «конного лучника», представляющего Воинство Господа, прорисован во многих ветхозаветных пророчествах, напр.:

…ибо посетит Господь Саваоф стадо Свое, дом Иудин, и поставит их, как славного коня Своего на брани. Из него будет краеугольный камень, из него - гвоздь, из него - лук для брани… (Зах.10:3-4)

.

Кроме того, можно отметить, что библейские пророческие образы, представляющие лук не буквальным, а духовным оружием, опираются на то обстоятельство, что такое оружие, во-первых, способно стрелять на самые дальние (для своего времени) расстояния, — а, во-вторых, предполагает наличие при нем колчана со стрелами, который имеет «соборный» смысл и символизирует одновременно и «единство», и «множество» (сравн. – Пс.126:3-5).

Именно в таком ключе толкует образы Откр.6:1-2 и свт. Андрей Кесарийский:

«Под снятием первой печати, по нашему мнению, нужно разуметь сонм апостолов, которые, направив против демонов, подобно луку, Евангельскую проповедь, привели ко Христу уязвленных спасительными стрелами и были увенчаны венцом нетления…»

.

При этом чуть более точным представляется понимание, согласно которому «духовными стрелами» первого всадника выступают сами благовестники, свидетельствующие о Спасителе всем народам «даже до края земли» (Деян.1:8), сравн.:

Ибо как лук Я натяну Себе Иуду и наполню лук Ефремом, и воздвигну сынов твоих, Сион, против сынов твоих, Иония, и сделаю тебя мечом ратоборца. И явится над ними Господь, и как молния вылетит стрела Его, и возгремит Господь Бог трубою, и шествовать будет в бурях полуденных (Зах.9:13-14)

и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня (Ис.49:2)

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Второй всадник Апокалипсиса: жертвенный огонь и небесный меч (Откр.6:3-4)

Предыдущая статья: Куда и с какой целью идут «всадники Апокалипсиса»?

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри, Откр.6:1 #И вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он [как] победоносный, и чтобы победить, Откр.6:2 #первый всадник апокалипсиса, имеющий лук #может ли всадник на белом коне именоваться чумой и мором