Среди достопримечательностей Венеции есть тюрьмы, расположенные во Дворце дожей. Дворец-крепость строился начиная с 1309 года, пару сотен лет достраивался и реставрировался. В здании решались важнейшие государственные дела, заключались союзы, соглашения, вершилось правосудие.
"Львиная пасть" на стене — не украшение, а ящик для доносов, кстати, анонимки не рассматривались, только бумаги с подписью автора и свидетелей. Здесь же был sala Tormenti, зал пыток и эшафот.
Если вина человека была доказана, он отправлялся в Поцци (pozzo - колодец), тюрьму-подземелье. Осуждённые на долгий срок редко отбывали его до конца. Из-за невыносимых условий быстро заболевали и умирали. Выжившие должны были заплатить за содержание, чтобы выйти на свободу.
В Поццо отбывал наказание знаменитый авантюрист Казанова. Впечатлений ему хватило на целую книгу, где он пишет, что заключённым приходилось стоять по колено в воде, либо проводить время на верстаке, служившим столом и кроватью. Через крохотное окошко ставили кружку воды и бросали хлеб, если человек проспит и не съест его сразу, за него это сделает жирная крыса.
Даже в наше время, бродить по коридорам жутко, можно заблудиться, попасть во внутренний двор, откуда нет выхода. Гениального Казанову перевели на чердак, где находилась другая тюрьма Пьомби (piombo, свинец). Своё название она получила из-за свинцового потолка, обшитого деревом. Воды в казематах не было, но металл летом раскаялся и грозил обитателям удушьем, зимой сильно остывал, охлаждал камеры, что не добавляло здоровья осуждённым. Условия на верхнем ярусе были, конечно, получше.
Камеры проветривались, в окна попадал свет, в рацион входило вино. Заплатив, можно было просить стражников приобрести дополнительную еду и предметы особой необходимости. Единственный, кто умудрился отсюда сбежать — всё тот же Великий Джакомо Казанова. Как ему это удалось, остаётся загадкой, охраняли застенки не только стражники, но и служители венецианской инквизиции.
По строгим Венецианским законам арестантами становились не только по уголовной статье или за государственную измену. Преступником становился тот, кто обзавёлся двумя меховыми плащами или носил кружева, что уж говорить о еретиках и богохульниках. В связи с этим возникла нехватка мест в казённых домах. Решили построить отдельное заведение, недалеко от существующего, назвали его Карчери (carceri- темница). Над проектом работал архитектор Антонио да Понте и его племянники. Один из них предложил построить крытый переход из Дворца дожей в Карчери . Лорд Байрон романтично назвал его "Мост вздохов", через его окошко узники могли последний раз взглянуть на город и вздохнуть.
Правила содержания заключённых держались в секрете, что рождало домыслы и порождало слухи о чудовищных страданиях мучеников. На самом деле тюрьма была достаточно стандартной: арестанты делились в зависимости от тяжести совершённых правонарушений, для инквизиции выделили отдельные казематы. Уголовники содержались здесь до конца Второй мировой войны, сейчас это музей, место паломничества туристов.