В прошлой статье я сделал попытку применить методы Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) в управлении эмоциями. И рассмотрел три ключевые идет ТРИЗ:
– идеальный конечный результат (ИКР);
– причинно-следственный анализ (ПСА);
– наличие информационного фонда типовых приемов для устранения проблем, совершенствования систем (40 приемов и 76 стандартных шаблонов решений).
В этой статье, как раз, об этих самых приемах и немного поговорим.
Специальной методики, так скажем, эмоционального ТРИЗа нет, поэтому я, на свое усмотрение, расскажу о нескольких приемах (принципах) и пофантазирую, как они могут применяться при управлении эмоциями (обратите внимание – формулировка приемов взята мною из ТРИЗ Альтшуллера, а интерпретация применительно к нашей теме).
Поехали:
1. ПРИНЦИП АНТИВЕСА
– компенсировать вес объекта соединением с другими объектами, обладающими подъемной силой;
– компенсировать вес объекта взаимодействием со средой (за счет аэро-, гидродинамических и других сил).
Этот принцип по-другому можно назвать «принцип компенсации». При управлении эмоциями мы компенсируем одну эмоцию другой или эмоцией из другого источника. Например, вы успешно выполнили какую-то работу, но не получили похвалу, положительную оценку от окружающих, соответственно, не получаете радости. Как это компенсировать? Только вы знаете, чего это вам стоило, какую пользу для себя вы извлекли – так похвалите себя, не стесняйтесь и расскажите своим домашним об успешном результате, порадуйтесь вместе с ними. Иногда положительную эмоцию можно «остудить» критическим анализом и отрицательной эмоцией, например, чтобы не зазнаваться.
2. ПРИНЦИП ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ
Заранее придать объекту напряжения, противоположные недопустимым или нежелательным рабочим напряжениям.
При ожидании какого-то события, с большей вероятностью несущего отрицательные эмоции, можно заранее:
– настроиться на выдержку, терпение, нейтрализацию эмоций в этой ситуации – предварительное напряжение;
– «зарядится» положительными эмоциями, чтобы смягчить, демпфировать стресс от отрицательных.
3. ПРИНЦИП СФЕРОИДАЛЬНОСТИ
а) Перейти от прямолинейных частей объекта к криволинейным, от плоских поверхностей к сферическим, от частей, выполненных в виде куба или параллелепипеда, к шаровым конструкциям.
б) Использовать ролики, шарики, спирали.
в) Перейти к вращательному движению, использовать центробежную силу.
Сфероидальность, округлость применительно к нашей теме – это избегание резких высказываний, оценок, поступков, отношений; использование мягкости, ровности, нейтральности, вежливости, независимости; преимущественное нахождение в зоне нейтральных эмоций.
Поэт А.П. Коган писал: «Я с детства не любил овал! Я с детства угол рисовал». Используя этот прием мы «рисуем овалы» в наших эмоциональных отношениях с людьми.
4. ПРИНЦИП ДИНАМИЧНОСТИ
– характеристики объекта (или внешней среды) должны меняться так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы;
– разделить объект на части, способные перемещаться относительно друг друга.
В нашем поведении, как и в технике, тоже есть внутренние и внешние динамические характеристики: скорость нервных процессов, реакций сенсорной системы на стимулы, скорость мышления, ощущение скорости течения времени, темп речи, динамика мимики, темп движений. Согласно этого принципа то, как мы ведем себя, а также то, что мы чувствуем, должны соотноситься с характером выполняемой работы и окружающей среды.
Как это проявляется? Что это дает?
Во-первых, например, если вы выполняете тонкую, точную работу, то нужно все делать не спеша, аккуратно, вдумчиво, что убережет вас от ошибок, обеспечит положительный результат и, соответственно, положительные эмоции.
Во-вторых, каждая работа предполагает определенный, оптимальный эмоциональный настрой, интенсивность и динамику смены эмоций. Например, уныло читающий текст лектор вряд ли сумеет заинтересовать слушателей и обеспечить запоминание материала – эмоциональная память будет у них «в простое». Один мой знакомый преподаватель проводит лекции как театр одного актера с динамикой мимики, голоса, телодвижений, проигрыванием воображаемых ситуаций. Конечно, студентам это очень нравится, благо он ведет гуманитарные дисциплины.
5. ПРИНЦИП «ОБРАТИТЬ ВРЕД В ПОЛЬЗУ»
– использовать вредные факторы (в частности, вредное воздействие среды) для получения положительного эффекта;
– устранить вредный фактор за счет сложения с другим вредным фактором;
– усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным.
Это можно представить как переосмысление ситуации: «На улице дождь, отдых на природе отменяется. Что ж, с удовольствием посмотрю фильм (почитаю книгу, схожу в тренажерный зал …)»; «Сосед хмуро посматривает на меня, цедит «здравствуй» сквозь зубы. Перестану-ка я с ним общаться, он мне неприятен, не буду насиловать себя, сэкономлю энергию, избегу неприятных эмоций. Мой сосед для меня «пустое место».
Я дал переложение с технического ТРИЗ на психологический 5 приемов. Если в комментариях к статье будет интерес к этой теме, то в следующей статье покажу еще несколько приемов. А на нет и приемов нет…
И не забывайте ставить лайки, поддерживая канал.
И заходите почаще, не забывайте меня.
Информация для сердобольных людей:
Тяжелобольной мальчик Осипов Захар срочно нуждается в денежной помощи на операцию. Ссылка для перехода на файт фонда "Помогать легко".