Многие слышали о нереализованном масштабном проекте по переброске части стока северных рек на юг в сторону Аральского моря, который разрабатывался в СССР. Пленум ЦК КПСС дал соответствующее поручение профильным организациям и ведомствам в 1968 году, хотя сама идея существовала с 19 столетия. Но когда началась перестройка, работы над проектом остановили. Возвращались к нему и позднее, в том числе по инициативе бывшего столичного мэра Юрия Лужкова, однако он так и не был воплощен в жизнь.
Поворот североамериканских рек
Примечательно, что похожая задумка существовала и в Северной Америке, причем, по своим масштабам она была еще более грандиозной. Например, советский план предполагал переброску 25 кубокилометров воды в год, а западный — в 3,5 раза больше.
Помимо всего прочего планировалось возведение серии плотин, самая высокая из которых достигала бы более 500 м. А совокупная мощность гидроэлектростанций, возведенных в рамках проекта составила бы 100 ГВт. В общей сложности намеревались построить свыше 350 различных объектов.
Победить засуху
Разговоры об этом пошли в США в 1950-х. Периодическая засуха в Калифорнии и некоторых других штатах заставляла искать решение этой проблемы. Военные инженеры выход из ситуации видели в перенаправлении стока нескольких рек Аляски и Канады на юг в сторону Мексики. В начале 1960-х этим смелым мероприятием заинтересовалась компания Parsons, образованная Ральфом Парсонсом в 1934-ом и занимающаяся строительством нефтеперерабатывающих заводов; годовой оборот компании составлял около $1 млрд.
Она и разработала к 1964-му детальный проект на 250 страницах, получивший известность как North American Water and Power Alliance, или NAWAPA. Потрачено на это было больше $1 млн, включая популяризацию кампании в СМИ.
Авторы этого масштабного плана предлагали, используя реки Юкон, Фрейзер и Пис, создать гигантское водохранилище на юго-западе Канады протяженностью около 800 км. Оттуда по каналу, протяженностью около 3 тыс. км, вода должна была идти на восток к Великим озерам. Применяя другие искусственные сооружения и озерно-речную систему США, часть стока направлялась бы на юг до территории Мексики.
По подсчетам на реализацию проекта понадобилось бы 30 лет и примерно $150 млрд, что сегодня соответствует $1 трлн. Однако с учетом тех выгод, которые сулил NAWAPA, столь высокие затраты, по мнению разработчиков, были бы оправданы. Потребность в воде решалась бы с лихвой, юго-запад США превратился бы в оазис, а сельское хозяйство не зависело бы больше от капризов природы.
Отмечалось, что в финансовом плане в течение нескольких десятилетий проект многократно себя окупит. Позже как вариант было предложено использовать атомные заряды, чтобы в два раза сократить время реализации проекта. Ведь по подсчетам предстояло вырыть более 20 млрд кубометров земли.
Канадцы против
Многие в США тогда высказались за воплощение этих планов в жизнь. NAWAPA поддержали в Сенате — специально созданный подкомитет одобрил проект. О нем стали говорить на телевидении и писать в газетах. Но не все с энтузиазмом подошли к этой задумке. Канада была против: критика и возражения звучали как из уст рядовых граждан, так и политиков.
Американцев обвинили в том, что в угоду своих интересов они готовы затопить часть территории Канады и использовать ее ресурсы как им вздумается. Из родных мест пришлось бы переселять около 100 тыс. человек; например, город Принс-Джордж полностью бы ушел под воду. Проект, разработанный Parsons, назвали чудовищным предложением.
Хотя премьер-министр Канады был настроен положительно, отмечая, что страна получит свои выгоды. Помимо источника воды и электроэнергии, появился бы трансконтинентальный судоходный канал, по которому можно было бы добраться от провинции Альберта до Торонто. В то же время, как отмечалось, он не рассматривался в качестве альтернативы Панамскому каналу.
Памятник изобретательности и безумию
Тем не менее проект пришлось положить на полку, чему способствовал целый ряд факторов — от протестов экологов до Вьетнамской войны, на которую уходила существенная часть бюджета. В 1970-е Parsons попытались актуализировать NAWAPA, но интерес к нему был уже не тот.
О проекте периодически вспоминают и в наши дни, особенно когда Америка в очередной раз страдает от засухи, а проблема лесных пожаров стоит еще острее, чем полвека назад. Но столь серьезно, как в 1960-е NAWAPA в том виде, в котором его предлагала реализовать Parsons, уже никто не воспринимает, понимая и масштабы самой стройки, и ее последствия для окружающей среды.
Вопрос, который планировалось решить воплощением этого масштабного плана, по-прежнему актуален, и сегодня в США озвучиваются самые разные предложения по этому поводу. Ясно одно — невероятная задумка прошлого века, которую назвали памятником изобретательности и одновременно безумию, навсегда останется в истории, как и похожий советский проект.
Читайте: Поворот сибирских рек: насколько реален в 21 веке один из самых грандиозных проектов века 20-го