Найти в Дзене
Инженер на даче

Мотособака без секретов. Что такое самоход и как с ним бороться

Оглавление

После общих обзорных материалов про мотособак переходим к конкретике.

Пожалуй, основная проблема, с которой сталкиваются владельцы такой техники, так это то, что при сбросе газа машина не останавливается, а продолжает ехать.

Напомню, что «Бурлак-М» был куплен в ноябре 2017 года после снежной зимы 2016-2017. Сразу после покупки я обратил внимание на странные настройки вариатора. Диски ведомого шкива, известные как тарелки, стояли с достаточно большим зазором, ремень буквально проваливался внутрь.

"Бурлак-М" после покупки. Вариатор настроен неправильно
"Бурлак-М" после покупки. Вариатор настроен неправильно

Естественно, я все это исправил, настроив вариатор именно так, как должен настраиваться вариатор этого типа. Но на вопрос, а почему производитель настроил его именно так, ответ нашелся быстро. Это явление, применительно к мотобуксировщикам называется САМОХОД. То есть движение буксировщика при работе двигателя на малых оборотах из-за нерасцепления ведущего шкива вариатора с ремнем.

Для начала посмотрим на схему вариатора "Сафари", применяемого на мотобуксировщиках.

Схема вариатора "Сафари", применяемого на мотобуксировщиках
Схема вариатора "Сафари", применяемого на мотобуксировщиках

Если все размеры, указанные на рисунке, точно выдержаны, то вариатор будет работать правильно: обеспечивать надежное расцепление ведущего шкива с ремнем на холостых оборотах и максимально разжимать конусы ведомого шкива на высоких оборотах, обеспечивая максимальную скорость.

Рассмотрим, как это действует. На холостом ходу центробежный регулятор не действует и конус подвижный 3 под действием пружины 6 максимально отведен от конуса неподвижного 1. Полированная поверхность вала 12 скользит по внутренней части ремня 11 и не может передать ему крутящий момент, необходимый для движения машины. Конусы 1 и 3 при этом не касаются клиновой поверхности ремня. При увеличении оборотов двигателя грузы 2 расходятся в стороны, взаимодействуя с упором 4 и смещают подвижный конус 3 в сторону неподвижного 1. При этом конусы касаются боковых поверхностей ремня 11 и передают ему крутящий момент, который трансформируется в силу натяжения ремня. Ремень зажат между дисками 14 и 15 ведомого шкива. Сила натяжения ремня передается за счет трения дискам ведомого шкива, создавая на нем крутящий момент. Мотобуксировщик трогается с места. По мере роста числа оборотов двигателя грузы 2 расходятся сильнее, конус 3 подходит ближе к конусу 1, выталкивая ремень 11 ближе к периферии конусов. Радиус вращения ремня на ведущем шкиве увеличивается, а его линейная скорость - возрастает. Сила натяжения ремня разжимает ведомый шкив, скорость его вращения также возрастает. Мотобуксировщик набирает скорость. Таким образом передаточное отношение передачи регулируется автоматически и бесступенчато.

Однако если ведомый шкив стоит относительно ведущего со смещение и перекосом, то даже на холостом ходу ремень будет прижиматься боковой поверхностью к конусу 1 или 3 в зависимости от того, куда повернуть или смещен ведомый шкив. Ведь на холостом ходу ремень центрируется именно им. Так вот за счет этого контакта боковой поверхности ремня с конусами ведущего шкива на холостом ходу и возникает самоход.

Однако даже точная регулировка вариатора от самохода не спасет. Все дело в том, что под нагрузкой она постоянно сбивается и виной всему недостаточная жесткость рамы машины и стойки вариатора.

-3

Рассмотрим это подробнее. Как мы уже рассмотрели, мощность двигателя передается на ведомый шкив вариатора клиновым ремнем. А вернее его нижним участком, который ведущий шкив, установленный на двигателе тянет на себя. Сила T1, возникающая при этом не маленькая и в случае использования двигателя UP 192 составляет до 80 килограммов. Так как шкив смещен от плоскости стойки на расстояние L1, это вызывает значительный изгибающий момент M1, под действием которого стойка деформируется, в данном случае – идет винтом. Параллельность базовых плоскостей шкивов нарушается, в результате чего ремень, центрируемый ведомым шкивом смещается влево и своей левой боковой поверхностью прижимается к подвижному конусу 3 ведущего шкива (внешний от двигателя).

Еще есть приводная цепь, сила натяжения которой T2 уже значительно больше и может достигать 200 кг. Цепь стоит под углом и силу следует разложить на горизонтальный компонент T2x и вертикальный T2y. Так вот горизонтальный компонент силы на плече L2 создает свой изгибающий момент, суммирующийся с M1, а вертикальный компонент - момент М2, деформирующий стойку и раму в другой плоскости. Эти момент пластически деформируют детали и вызывают возникновение в них трещин.

Однако разработчики "Бурлака" не поняли причины самохода и начали бороться со следствием. Короче - лечили понос пробкой. Они просто решили дать ремню свободу, тем самым полностью нарушив настройки вариатора. Но это, естественно, не помогло.

Вывод – для исключения самохода надо не свободу ремню на ведомом шкиве давать, а сохранять взаимное расположение шкивов под нагрузкой. Для этого стойку вариатора необходимо отрихтовать, усилить накладками и косынками.

Однако одной только этой меры не достаточно. Когда жесткость усиленной стойки уже достаточна, деформируется уже сама рама буксировщика ибо в зоне подвариаторного основания хоть и есть продольное ребро жесткости, но нет поперечного. В итоге пол выгибается горбом и ведомый шкив снова становится непараллелен ведущему. Опять ремень прижимается к нему своей боковой поверхностью и опять возникает самоход. Поэтому усилить нужно и раму, приварив к ней поперечное ребро жесткости из профиля.

Вот теперь ведомый шкив стоит жестко и можно регулировать вариатор. Самоход исчез, а максимальная скорость возросла, так как сила, создаваемая ремнем затрачивается не на перемещение ведомого шкива, а на полное раскрытие его половинок.

Содержание цикла статей "Мотособака без секретов"

Общая часть:

Недостатки и доработки:

Приемы вождения и эксплуатация:

  • Бег по прямой
  • Полицейский разворот
  • Тропками извилистыми
  • Безопасность

Другие циклы статей