- 21 -
ГЛАВА 3 ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ СОЗДАНИЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ КАРТИНЫ «НЕИЗВЕСТНАЯ ДОННА, НАПИСАННАЯ ПО ЖЕЛАНИЮ ДЖУЛИАНА II МЕДИЧИ»
В этой главе мы установим и назовём имя донны, пребывавшей 500 лет инкогнито на одном из портретов кисти Леонардо да Винчи.
Повторно процитируем исходный неопровержимый документ- дневниковую запись дона Антонио де Беатиса, секретаря кардинала Луиджи де Арагона: « 10 октября 1517 года монсиньор и иже с ним посетили в одном из отдалённых частей Амбуаза мессира Леонардо да Винчи, флорентийца, седобородого старца, которому более 70 лет- самого лучшего художника нашего времени. Он показал его превосходительству три картины: одну с флорентийской донной, писанной с натуры по желанию Джулиано II ди Лоренсо ди Медичи ( для краткости назовём её донна Х) , другую – Святой Иоанн Креститель в молодости и третью – Святая Анна с Марией и младенцем Христом, все совершенные…»
Некоторые авторы путают Джулиана II Медичи (1479-1516) – сына Лоренсо Великолепного (1449-1492) с Джулиано Медичи (1453-1478) братом Лоренсо Великолепного и вводят читателей в заблуждение при определении заказчика интересующего нас портрета и лица, на нём изображенного.
Для примера:
- украинский писатель Ким Схалацкий в статье « Лиза? Изабелла!» написал, что брат Лоренцо Великолепного- Джулиано был заколот кинжалом заговорщиком Бандино 17 марта 1516 года. В действительности в этот день у себя в Палаццо во Флоренции умер больной туберкулёзом сын правителя Лоренсо- Джулиан II Медичи. А брата правителя закололи кинжалами заговорщики Франческо Пацци и Бернардо Бандини в Соборе Санта Мария дель Фьери во Флоренции 26 апреля 1478 года. Первого толпа порвала на месте. Второй убежал, но его нашли в Константинополе и 23 декабря 1479 года доставили во Флоренцию, где 29 декабря публично повесили по обычаю за ноги. На казни присутствовал Леонардо да Винчи
- Альтаир в статье «Мона Лиза дель Джоконда», а также Беседка в статье «Император загадок» и др. написали: « Мессир Леонардо да Винчи показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской донны, написанной по просьбе брата Лоренсо Великолепного Джулиано Медичи. Напомним, последний был убит во время заговора Пацци 36 лет тому назад.
Итак, ни брат, ни сват, а младший сын правителя Флоренции Лоренсо де Медичи, прозванный, как и его отец, Великолепным, был лицом упомянутым секретарём кардинала в своих заметках.
Теперь для портрета, написанного по желанию Джулиано II Медичи, примерим на донну Х рекомендованные некоторыми писателями модели:
1. Изабелла Гуаланди .
Ким Схалацкий в статье «Лиза? Изабелла!», ссылаясь на доктора наук Франка Цельнера, написал: « Не исключено, что Флорентийская дама, которую Антонио де Беатис увидел в мастерской Леонардо в Клу 10 октября 1517 года была La Belle Ferroniere (стр.228)». Если под прекрасной фероньерой подразумевается Лукреция Кривелли, возлюбленная герцога Лодовико Сфорца,
то она с 1500 года безвыезно доживала свой век в провинции Мантуя в 470 км от Ватикана, где находился Джулиано II . Далее, друже Ким, после некоторых колебаний согласившись с авторством Леонардо да Винчи, делает заявление « La Bella ferroniere должна носить имя Изабелла Гуаланди». Как это? Донна Х- прекрасная ферроньера , предположительно Лукреция Кривелли, но имя ей Изабелла Гуаланди. По такому принципу гадалки цыганки «отгадывают» имена. Мы с этим не согласны, зная историю создания портрета «Прекрасная ферроньера». Этот портрет с натуры написал придворный художник да Винчи по заказу герцога Миланского Лодовико Сфорца (1452-1508) в 1496/1497 году для своей любовницы Лукреции Кривелли (1480-1519). Но она его не сберегла. Портрет был захвачен французами в 1500 году и доставлен в королевский замок Людовика Х II в Блуа. Там этот портрет видел кардинал Луиджи Арагонский 11 октября 1517 года. В настоящее время этот портрет находится в Лувре. Зачем Леонардо писать вторично постаревшую Лукрецию, с которой он не дружил.
Но у Кима есть единомышленник. Карло Педретти, директор Калифорнийского Центра исследований творчества Леонардо да Винчи, считает , что Джулиано II Медичи поручил да Винчи написать с натуры портрет куртизанки Изабеллы Гуаланди, которую был влюблён. Мы считаем эту версию не состоятельной. И вот почему. Во первых, Изабелла Гуаланди не флорентийка, а шлюха из Неаполя, вращающаяся в высшем свете, получившая прозвище « Благородная проститутка». Во вторых, и это главное, её хорошо знал по Неаполю секретарь кардинала Луиджи Арагонского дон Антонио де Беатис, который не признал Изабеллу Гуаланди ни в одном ( в том числе «Джоконда») из показанных 10 октября 1517 года в Ле-Клу портретов. Секретарь также не признал её среди женских портретов (в том числе «Прекрасная ферроньера» ),
показанных 11 октября в королевском замке Блуа в 35 км от Амбуаз. Поэтому мы без сожаления эту особу «снимаем с дистанции».
2. Пачифика Брандано (1494-1511).
Следующая кандидатура, предложенная рядом авторов публикаций для идентификации «Портрета с натуры одной Флорентийской дамы, которая последовала в Рим за Великолепным (Джулиано II Медичи), братом его преосвященства (Папа Лев Х ) – это вдова Джованни Антонио Брандано, придворная дама герцогства Урбино Пачифика Брандано.
Имеется развёрнутое описание: « Пачифика не была красавицей, но состоялась светской львицей. Она была умной, коварной, дерзкой обольстительницей. От неё сходили с ума и накладывали на себя руки. Она имела странную полуулыбку – полугримасу, которая не сходила с её лица. Многие считали, что она ведьма, сам порок и грех. Предположительно Пачифика обладала силой притягивать к себе мужчин и , к сожалению, забирать у них энергию и в конечном итоге, жизнь».
Вот с такой особой Джулиано II Медичи крутил роман, находясь в Урбино в изгнании с 1494 по 1512 год. Результат – рождение в 1511 году сына, крещённого Ипполитом, и смерть матери при родах. Пачифика умерла за 2 года до того, как Джованни Медичи (1475-1521) стал Папой Львом Х. Далее, в 1514 году гонфалоньер Святой Папской церкви Джулиано II просит Леонардо да Винчи написать портрет Пачифики для узаконенного в правах бастарда Ипполита, который не перестаёт конючить по матери. Отец даёт художнику словесное описание Пачифики и не требует обеспечить идентичность в этом ретроспективном портрете.
Надо полагать, что Леонардо да Винчи создал идеализированный лик Пачифики, но уже после смерти заказчика 17 марта 1516 года. И передал портрет сироте Ипполиту, которому исполнилось 5 лет ( столько же, сколько было Леонардо, когда его отлучили от матери Катерины). Мы не можем представить себе как выглядела Пачифика и никогда не узнаем. Но по всему видно,что умершая при родах в 1511 году, Пачифика не могла быть «донной Х» в 1514 году. Ипполито в 20 лет перед смертью Папы Льва Х – его дяди, стал кардиналом. К сожалению, он рано умер в 1535 году в возрасте 24 года.
3. Констанца де Авалос.
Следующая предложенная рядом авторов статей кандидатура на «донну Х» - Констанца де Авалос (1460-1541) герцогиня Франковилья, вдова Федериго дель Бальцо, за которого она вышла замуж 17-летней в 1477 году, а через 6 лет в 1483 году овдовела, когда Джулиано II , родившемуся в 1479 году было 4 года. На дату прибытия Леонардо с командой в Ватикан в октябре 1513 года ей было 53 года (1513—1460), а Джулиано II – 34 года (1513—1479). Разница в 19 лет не в пользу Джулиано. Если гипотетически Джулиано заказал Леонардо портрет Констанции, то она его не дождалась. Она убралась восвояси, как только узнала о предстоящем династическом браке Джулиана II Медичи и 17-летней Фелиберты Савойской, кузине короля Франции Франциско I Валуа. Некоторые авторы написали, что донна Констанция была любовницей Джулиано II и после его женитьбы. Чушь собачья. 55-летняя Констанция не нужна молодожёну больному туберкулёзом Джулиано II . Через год он не был убит на поле брани, как написал один автор, а скончался в своём Палаццо во Флоренции 17 марта 1516 года в возрасте 37 лет. Согласитесь, мамочка Констанция де Авалос на шестом десятке тоже не «донна Х».
Не станем далее разбирать предложенные подобные кандидатуры.