Еще до недавнего времени официальная наука не располагала знаниями о черепе, как о динамической, то есть подвижной, системе. Лишь недавно, благодаря развитию технологий, физиологи смогли зафиксировать эти движения, что официально позволило признать череп подвижным. Кстати говоря, этот факт являлся одним из доказательств, что остеопатия – это все-таки биомеханика, а не шарлатанство.
Я часто рассказываю своим пациентам о важности того, что в нашем организме все структуры должны быть идеально подвижными. Только это условие, с точки зрения остеопатии, является залогом высокой сопротивляемости к различным факторам, воздействующим на человека, следовательно, хорошего здоровья. И череп здесь не может быть исключением.
Для чего же нужна подвижность черепа? Череп – это «анатомический домик» головного мозга. Хорошая работа любого органа возможна лишь тогда, когда его «домик» идеальный, то есть на орган не оказывается никакого патологического механического давления со стороны. Головной мозг, как и любой орган нашего тела, подвижен. Подвижность мозга обуславливается несколькими факторами: перемещение ликвора по ликвородинамическим путям, сердечные сокращения (пульсовые волны), периферическое сопротивление сосудов, респираторное дыхание (дыхательные волны), вазогенные волны внутричерепного давления (периодические подъемы внутричерепного давления до 20 мм.рт.ст от основного уровня с последующим возвращением к исходному значению), и еще ряд специфических факторов. Все эти факторы механические и действуют в одной системе – центральной нервной системе (головной и спинной мозг). Они по законам физики, не могут не влиять друг на друга. То есть в органах нервной системы происходит постоянное наложение этих факторов друг на друга, а результирующая этой суммы проявляется как итоговая глобальная пульсация всей структуры (ЦНС), в которой замешан весь этот «механический суп». Это можно сравнить, например, с плавной и комфортной ездой в автомобиле. Если посмотреть по отдельности на работу всех его механических узлов, на вибрацию мотора и шестеренок коробки передач, плюс наложить на это тряску от дорожных неровностей, то на первый взгляд можно подумать, что в этом безумии находится невозможно! Но комфортабельная машина не вызывает даже намека на то, чтобы и подумать об неудобстве! Почему так? Конструкторы автомобиля просчитали на этапе проектирования все возможные побочные эффекты вибрации, сложив их в одну «общую механическую волну» и рассчитали, как этому противостоять при помощи амортизаторов и различных демпферующих узлов. В итоге машина едет, плавно покачиваясь, не доставляя какого-либо дискомфорта.
Так и в нервной системе результирующая всех механических факторов предопределяет основную пульсацию головного мозга с частотой от 8 до 12 раз в минуту. Это физиологические колебания головного и спинного мозга здорового человека. Чтобы этим движениям ни что не мешало, вместилище мозга (череп) также наделен способностью двигаться. В норме колебания мозга и черепа должны быть синхронны, то есть совпадать по амплитуде и частоте.
Раньше считалось, что швы черепа неподвижны. И многие из нас помнят, как в школе на уроке биологии учитель рассказывал, что кости черепа можно разделить, лишь поместив в него горох, который необходимо еще залить водой. По мере разбухания гороха сила распирания будет разрывать зубчатые швы, разделяя косточки друг от друга. Чтобы полностью «разобрать» череп такое действие нужно повторять несколько раз. Но этот эксперимент ни в коем случае не может говорить о неподвижности швов. Это может указывать лишь на прочность этих соединений, не более. Подвижность черепа доказана современными методами исследований, и это объективно. Очень интересный факт: в традициях вайнахского народа (чеченцы и ингуши) есть способ лечения головной боли. «Знающий» человек с помощью веревки или платка измеряет определенные размеры черепа и оценивает их соответствие. Если это соответствие неправильное, он с силой сжимает голову в «нужную» сторону, тем самым избавляя человека от цефалгии. И это работает! Если череп был бы неподвижен, вряд ли такой метод целительства имел бы эффект. Но это, поверьте, помогает. Люди пользуются этим знанием столетиями и передают его из поколения в поколение…
Что же лежит в основе движений черепа, никто до сих пор не знает. Однозначно можно лишь утверждать, что периодически расширяющийся головной мозг не может воздействовать на кости с такой силой, что бы он увеличивался в размерах – он слишком мягкий и пластичный. Возможно, когда-нибудь наука сможет установить причины краниальных движений, но сейчас это нужно принимать лишь как данность.
Итак, есть две подвижные структуры: череп и головной мозг. Движения этих структур должны быть строго синхронизированы. Если этого не будет, то между ними будет возникать диссонанс и более жесткая структура (череп) будет оказывать патологическое давление на более мягкую структуру (головной мозг). Мы знаем, зачем и как движется череп, но не знаем почему… Головной мозг, будучи пластичным, конечно же способен подстроится под любые изменения габаритов его «домика», но это так или иначе будет отражаться на его функции. В рентгенологии известен такой феномен, как «пальцевидные вдавления» — это отпечатки извилин мозга на внутренней поверхности черепа, выглядящие как следы от пальцев. Возможно, эти отпечатки стали результатом как раз того несоответствия архитектоник черепа и головного мозга. Но неврологи традиционно это интерпретируют, как следствие внутричерепной гипертензии…
Для того, чтобы оценить подвижность черепа, применяются три параметра: сила, амплитуда и частота. Центром биомеханики черепа является соединение двух костей: клиновидной и затылочной (так называемый сфено-базилярный синхондроз). Рентгенологам и анатомам это место известно – оно находится практически в центре головы, на нем находится гипофизарная ямка, и оно является одной из сторон «ската», на котором располагается продолговатый мозг (центр витальных функций нашего организма). В области этого синхондроза и зарождаются глобальные движения всего черепа человека. Для хорошей краниальной механики микродвижения в области сфено-базилярного синхондроза должны быть идеальными.
В эксперименте было зафиксировано, что максимальное увеличение объема головы за цикл составляет у взрослого здорового человека около 0,5 мм. Если это пересчитать на изменение радиуса образной окружности головы, то цифра будет намного меньше, учитывая соответствующую математическую формулу. Многие люди, интересующиеся работой остеопата, ставят под сомнение возможность врача-остеопата «уловить» такие маленькие колебания головы. Но здесь можно контраргументировать тем, что чувствительность рук доктора – это результат огромной практики. Ведь ни у кого же не возникает вопроса, как может, например, пианист реализовывать в своей игре «пиано» и «пианиссимо», «форте» и «фортиссимо». Музыкант это чувствует, и морфологическим субстратом этого чувства являются механорецепторы его рук и, конечно же, слух. Все мастерство маэстро является результатом изнурительных тренировок на гаммах, арпеджио и этюдах, которые он повторял и повторяет многие тысячи раз.
Неврологам известна схема соматотопической организации коры головного мозга, так называемый «человек Пентфилда». Интересно то, что в структуре этой организации наибольшую площадь мозговой коры занимают язык и кисти рук. То есть в сенсорных зонах коры и кистей находятся максимальное количество нейронов, следовательно, если их «обучить» с помощью специализированных тренировок, то их возможности превзойдут возможности всех других регионов нашего тела. По всей видимости, в этом и состоит «секрет» чувствительности рук остеопатов, музыкантов и людей других профессий, чья деятельность основывается на мануальных навыках.
Подводя итог темы можно заключить, что череп, как и любой другой «анатомический домик» в нашем теле должен быть идеальным (подвижность костей черепа является основным критерием его оценки). Только в этом случае мозг человека может комфортно в нем находится, следовательно, его физиологические функции будут выполняться в полном объеме. Каждый человек от своей природы наделен индивидуальным потенциалом нервной системы. Его хорошая реализация возможна лишь в том случае, если ничто не мешает функционировать головному мозгу, в частности, механические факторы. Учитывая, что центральная нервная система является морфологическим субстратом всех процессов, протекающих в нашем теле, ее работа должна быть всегда на максимально высоком уровне.