Добрый день, читатели!
Сегодня хотелось бы продолжить разговор о борьбе государства с уходом от налогообложения. В 2020 году Верховным судом РФ было принято несколько весьма обнадеживающих решений относительно добросовестных налогоплательщиков (коль скоро иное пока не доказано), участвовавших в прямых или косвенных сделках с компаниями – однодневками. Например, нашумевшие в узких кругах дела АО «Специализированная производственно-техническая база Звёздочка», ОАО «Красноярский завод цветных металлов имени В.Н. Гулидова». Напомню, в этих делах ВС РФ счел доказанным факт самой хозяйственной сделки, и недоказанным факт осведомленности ответчика об участии в схемах взаиморасчетов технических компаний (однодневок), что позволило вернуть дела на повторное рассмотрение и напомнить налоговикам, что бремя доказывания вины все же возложено именно на них. Кроме того у компаний появилась надежда, что если НДС у них и отнимут, то позволят провести хотя бы налоговую реконструкцию. В продолжение своей логики относительно подобных споров уже в этом году ВС РФ принял решение по делу ЗАО «Уралбройлер», где счел объем доказательств, собранных налоговиками, достаточным, для признания компании как минимум осведомленной в участии в незаконной схеме и получении необоснованной налоговой выгоды.
Налоговики же в свою очередь отреагировали на указанные в решениях ВС РФ от 2020 года факты неожиданно живо адекватно: ФНС направила своим подразделениям для внедрения в работу письмо от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@. Теперь для признания сделки не соответствующей условиям делового оборота налоговики будут определять умысел налогоплательщика и формировать доказательную базу по таким нарушениям. Так вот, после официальной публикации данного документа вокруг него разгорелись жаркие споры и обсуждения. К чему пришли юристы, непосредственно защищающие интересы компаний в арбитражах, апелляционных инстанциях и Верховном суде? «Для бизнеса целесообразно отказаться от агрессивных схем налогового планирования, особенно с участием аффилированных и подконтрольных компаний» (с) Такой вывод свидетельствует о том, что с точки зрения узкоспециализированных юристов, дальнейшее сознательное использование фирм-однодневок становится неоправданно рискованным, а налоговики уже обладают достаточным навыком для сбора убедительных доказательств вины налогоплательщика.
Нужно отметить, что за годы борьбы с «агрессивной оптимизацией налогообложения» налоговики пришли к весьма странной методике борьбы с однодневками. Если контрагент компании был признан недобросовестным, то ответит за это налогоплательщик (потому как до виновника, как правило, дотянуться не представляется возможным). Это произойдет даже в том случае, если, де факто, налогоплательщик не виновен, потому как до суда еще нужно дойти и позицию свою в нем отстоять.
Разобравшись с предысторией вопроса, поговорим о том кто же такие эти страшные фирмы-однодневки?! Это юридическое лицо или ИП, созданные для обмана других участников рынка и/или государства. Как правило, однодневки чисто виртуальные компании. Они могут быть зарегистрированы с нарушениями, их собственники и директора могут быть мертвы или не существовать вовсе, ведь у ФНС нет полномочий для проверки достоверности сведений, поданных при регистрации (см. письмо ФНС от 11.02.2010г.). Как правило, однодневки регистрируются для нескольких основных целей: 1. Как прямо или косвенно афилированная организация с целью вывода средств, снижения налогов и завышения расходов для группы связанных компаний, в этом случае она условно безопасна для других участников рынка. 2. Компания «продающая» бумажный НДС, прямые расходы и/или занимающаяся обналичкой. 3. Компания, созданная для откровенно мошеннической деятельности на рынке (это когда заключаются договоры на поставку, берется аванс и поставщик внезапно пропадает, совсем). Однодневка создана для получения денег, налоговой выгоды или иных благ незаконным способом. Создателям такой фирмы, если их вину не удастся убедительно доказать в суде, ничего не будет, а вот для добросовестной компании контакт с таким контрагентом может закончиться печально. Тут и потеря денег, если вы столкнулись с откровенными мошенниками; и проблемы с налоговой, в виде доначисления НДС или полного непризнания сделки со всеми вытекающими; и даже блокировка счета банками, за взаимодействие с «неблагонадежной» компанией.
Если не брать в расчет случаи «агрессивных схем налогового планирования», когда подобные компании создаются и привлекаются абсолютно сознательно, то, как же обезопаситься от контактов с однодневками?! Рецепт прост как все гениальное – проверяйте! Запрашивайте документы, пробивайте в специальных сервисах (правда, большинство из них платные), общайтесь с руководителями, выезжайте на место… Для того что бы выявлять подобные «проблемные» компании налоговиками был выделен ряд прямых признаков:
- Отсутствие сведений об организации в ЕГРЮЛ;
- Массовость учредителя (когда у множества компаний один учредитель);
- Массовость руководителей (когда у массы компаний один и тот же руководитель) или руководитель – дисквалифицированное лицо;
- Регистрация компании в адресе массовой регистрации (признаком массовости регистрации считается 5 и более юридических лиц, см. приказ ФНС от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@);
- Отсутствует документ, подтверждающий полномочия руководителя;
- Нет информации о фактическом местонахождении компании;
- У компании отсутствуют собственные или арендованные площади, средства производства, транспортные средства, квалифицированные кадры для осуществления деятельности.
Кроме того есть и косвенные признаки (см. приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, письмо ФНС от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@), правда получить информацию о них значительно сложнее чем о прямых:
- Низкая налоговая нагрузка (менее 0,9%);
- Убыточная финансовая отчетность на протяжении нескольких периодов (3 и более);
- Значительные налоговые вычеты;
- Низкий уровень среднемесячных зарплат персонала;
- Экономически необоснованные цепочки взаиморасчетов, часто участие посредников;
- Значительное отклонение рентабельности от среднеотраслевых показателей;
- Ценовые отклонения, необоснованное дробление бизнеса, неясное ценообразование.
Согласно положениям приказа ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, проверка благонадежности и проявление должной осмотрительности полностью возлагается на налогоплательщика. Предполагается организация постоянного мониторинга контрагентов компании.
Что нужно запросить при заключении договора с новым контрагентом и где уточнить информацию о нем?
Запросить стоит копии следующих документов:
- Устав и выписку из ЕГРЮЛ;
- Налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность (УСН, НДС, налог на прибыль) за последние 3 года;
- Анализ счета 68 (расчеты по налогам и сборам), Справку ИФНС о состоянии расчетов с бюджетом.
Можно проверить контрагента через сервис «Проверь себя и контрагента», реестр дисквалифицированных лиц, реестр адресов массовой регистрации, реестр массовых учредителей или руководителей, реестр лиц, отказавшихся от участия в управлении организацией – все эти данные есть на официальном сайте ФНС.
Кроме того, можно проверить, не фигурируют ли данные контрагента в картотеке арбитражных дел и базе Федеральной службы судебных приставов. Не лишним будет просмотреть и открытые источники: СМИ, интернет, сайты с отзывами.
Организовать безопасную и успешную деятельности компании в современном мире становится все сложнее и сложнее. Связано это не только с повсеместным распространением мошенников, но и с тенденцией перекладывания вины и бремени возмещения государству понесенных убытков на добросовестного налогоплательщика в условиях труднонаказуемости реальных виновников (компаний-однодневок). А бизнесменам, что не гнушаются «агрессивных схем налогового планирования» и создают афилированные однодневки, не лишне будет напомнить об уголовной ответственности, которая помимо штрафов, предусматривает и такие меры наказания как принудительные работы на срок до трех лет или лишение свободы на срок до пяти лет. На прощание же мне остается лишь пожелать вам успешной работы и умения своевременно проявить «должную осмотрительность».