67,8K подписчиков

О девочке, которая хотела заниматься всем-всем, или может ли ребенок сам установить себе нагрузку

8,4K прочитали

Помнится, я как-то писала о загруженности учеников начальной школы:

Один день моей второклассницы на каникулах

Опять про маленьких детей: учебный день моей второклассницы

И разгорелась у нас тогда бурная дискуссия на тему: что лучше – загруженность активной деятельностью или пассивное ничегонеделание. Очень многие говорили, что если ребенка устраивает, если он все успевает – то вперед и с песней.

Совсем недавно я столкнулась с таким ребенком. И теперь думаю: а может ли вообще ребенок установить себе нужную планку? Хватит ли у него для этого опыта? Получится ли рассчитать свои силы?

***

Училась у меня очень хорошая и активная девочка. Отличница, прекрасно рисовала и делала поделки. Жаль, что фотографий у меня нет, но поверьте на слово: лучше многих взрослых. И из фоамирана, и из полимерной глины, и из бисера, и еще много из чего. И шила, и вязала. И все это ей очень нравилось.

Помнится, я как-то писала о загруженности учеников начальной школы:
Один день моей второклассницы на каникулах
Опять про маленьких детей: учебный день моей второклассницы
И разгорелась у нас тогда...

Так вот, английским она занималась два раза в неделю. Причем расписание мы устанавливали очень своеобразно, я первый раз такое увидела. Достает мама разграфленный листок – это, оказывается, расписание внеклассной деятельности.

Значит, нагрузка на неделю: два раза репетитор по русскому и математике, два раза я, три раза художественная школа, два раза танцы, один раз бисероплетение, один раз еще что-то (уже не помню), воскресенье – поездка в соседний город в бассейн. То есть у нее в день всегда было как минимум два дополнительных занятия (а иногда и три): танцы и русский, или математика и я, и так далее.

Наверное, стоит отдельно сказать про субботу, которая вроде как выходной. И про героическую деятельность мамы. С утра – бисероплетение, ее туда везут. Потом – быстрая кормежка в кафе и переезд в художественную школу, потом опять кормежка где-нибудь и в 4 часа я. После меня еще что-то. При этом, как вы понимаете, мама все время сидит в машине и ждет, ибо домой ехать смысла нет – сразу обратно надо.

Потом они подумали – к вечеру она устает, поэтому мало соображает в английском. Поменяли местами меня и бисер, я стала с 10.

Девочке все-все это очень нравилось. И она ни в какую не хотела ни от чего отказываться. Художку она сама просила, все поделочные штуки – тоже. К английскому хорошо относилась. Короче, все нужно, все добровольно, никто не заставлял.

Так, знаете что? Девочка болела чуть не каждый месяц. Причем очень капитально и тяжело. Если простуда – то обязательно добавится либо отит, либо гайморит, либо все вместе. Если температура – то не меньше 39. Голова регулярно болела.

Но она старалась занятий не пропускать. То есть пропускала, если уж совсем плохо. А если температура нормальная – то посещала. Помню, она и с гайморитом ходила, ей при мне таблетки давали, ибо надо по часам. Слышала плохо – меня предупредили, чтобы громче говорила. Но ходила. На мои предложения занятия отложить и малость отлежаться девочка категорически возражала:

- Что вы, мне так нравится.

И реально ведь нравилось! Она с таким удовольствием у меня занималась. И остальное очень нравилось, она ж мне рассказывала про художественную школу – прямо глаза горят.

К завершению начальной школы ей пришлось отказаться от занятий со мной и с остальными на два месяца: сначала положили в нашу больницу, потом перевели в более крупный город. Ибо никак не могли купировать приступы головной боли. Да, там еще добавилась аллергия и что-то кожное – руки чесались все время.

Я очень настойчиво предлагала вернуться ко мне осенью, а сейчас отлежать сколько нужно в больнице, летом вообще на все забить и поправить здоровье. Нет и нет. Только выписались – и ко мне.

Разумеется, я предполагаю, что все эти болячки исключительно от перегруженности.

Закончилось все как-то непонятно. Девочка заняла то ли третье, то ли четвертое место в олимпиаде по английскому. После этого от занятий со мной отказались. Может, конечно, это просто по времени совпало, я ничего не утверждаю.

А вот теперь смотрите. Ребенок сам хочет? Хочет, причем очень хочет. Насильно заставляют? Нет. (Я уточню, что родители тоже настойчиво предлагали что-то убрать.) Перегружен? Очевидно, что да. Причем взрослые все организовали оптимально, расписание удобное, доставка туда-сюда обеспечивается. Но все равно же много это, много.

Как вы теперь думаете, способен ребенок сам регулировать свою нагрузку? Мой ответ – нет. А вот на здоровье все это сказаться очень даже может.

А вы как считаете?

Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!

Вот о чем я писала 21 марта в прошлом году:

Каких учителей любят дети