Найти тему
Познавательно!

Обществознание: Социальное познание

Оглавление

Данная информация актуальна для ЕГЭ по обществознанию 2021

План
  • 1. Особенности социального познания
  • 2. Основные принципы научного социального познания
  • 4.Инструмент научного социального познания
  • 4. Виды социальных знаний

Естествознание и обществознание

Естествознание:

  • объект - природа
  • субъект - общество

Обществознание:

  • объект - общество
  • cубъект - общество

1. В обществознании субъект и объект познания совпадают, то есть общество познает само себя

  • + «изнутри» многое виднее
  • - ученый не может быть безразличным к происходящему, поэтому трудно удержаться в объективной позиции, а значит появляется большая доля субъективизма
  • Большое значение имеет несовпадение интересов больших социальных групп, государств. Например, «украинская версия» концепции возникновения Древнерусского государства – Рюрик создал Древнеукраинское государство

2. Социальное познание связано со сложностью познаваемого объекта – общества и протекающих в нем процессов

  • Существует плюрализм мнений относительно одного и того же явления, факта, понятия. Например, Октябрьская революция – переворот, благо, трагедия народа

3. Ограниченные возможности использования некоторых методов исследования, применяемых естествоиспытателями

  • Так методы, как наблюдения и эксперимент в социальных исследованиях могут быть проведены в ограниченных масштабах. Трудно проводить исследование таких явлений, как мотив, намерение и т.п.
Чем должен руководствоваться ученый, чтобы достичь объективности и точности социального познания?

Основные принципы научного социального познания:

  • 1. Руководство научными методами – опора на факт, однозначность терминов, объективность научных выводов, доказательность рассуждений
  • 2. "Участвующее наблюдение" способность сопереживания, сочувствия
  • 3. Конкретно-исторический подход – любое социальное явление необходимо рассматривать в историческом развитии и во взаимной связи с другими социальными явлениями, т.е. в историческом и культурном контексте
  • 4. Выбор значимого в явлении – научный факт должен определяться значимым, должен включать в себя оценку ученым его роли в происходящем, интерпретацию социального факта

Инструмент научного социального познания – идеальный тип

Образ идеального типа позволяет:

  • - запечатлеть важнейшие, устойчиво повторяющиеся черты субъекта определенной эпохи
  • - выйти за рамки имеющейся ситуации и описать типичные характеристики
  • - заглянуть в будущее
Таким образом, идеальный тип как инструмент социального анализа:
не является описанием поведения конкретного человека
это персонаж научной картины социального процесса

1. Обыденное знание, т.е. приобретенное в повседневной жизни.

2. Научное социальное познание

Научное знание:

  • - осознанное, систематизированное, отвечает правилам научного метода;
  • - субъект – профессионально подготовленные люди;
  • - объект научного социального знания уже освоен обыденным мышлением

Обыденное знание:

  • - не систематизировано, часто даже не осознано, оно может существовать в виде привычки или обычая;
  • - субъект – общество в целом