Данная информация актуальна для ЕГЭ по обществознанию 2021
План
1. Особенности социального познания
2. Основные принципы научного социального познания
Данная информация актуальна для ЕГЭ по обществознанию 2021
План
1. Особенности социального познания
2. Основные принципы научного социального познания
...Читать далее
Оглавление
Данная информация актуальна для ЕГЭ по обществознанию 2021
План
- 1. Особенности социального познания
- 2. Основные принципы научного социального познания
- 4.Инструмент научного социального познания
- 4. Виды социальных знаний
Естествознание и обществознание
Естествознание:
- объект - природа
- субъект - общество
Обществознание:
- объект - общество
- cубъект - общество
1. В обществознании субъект и объект познания совпадают, то есть общество познает само себя
- + «изнутри» многое виднее
- - ученый не может быть безразличным к происходящему, поэтому трудно удержаться в объективной позиции, а значит появляется большая доля субъективизма
- Большое значение имеет несовпадение интересов больших социальных групп, государств. Например, «украинская версия» концепции возникновения Древнерусского государства – Рюрик создал Древнеукраинское государство
2. Социальное познание связано со сложностью познаваемого объекта – общества и протекающих в нем процессов
- Существует плюрализм мнений относительно одного и того же явления, факта, понятия. Например, Октябрьская революция – переворот, благо, трагедия народа
3. Ограниченные возможности использования некоторых методов исследования, применяемых естествоиспытателями
- Так методы, как наблюдения и эксперимент в социальных исследованиях могут быть проведены в ограниченных масштабах. Трудно проводить исследование таких явлений, как мотив, намерение и т.п.
Чем должен руководствоваться ученый, чтобы достичь объективности и точности социального познания?
Основные принципы научного социального познания:
- 1. Руководство научными методами – опора на факт, однозначность терминов, объективность научных выводов, доказательность рассуждений
- 2. "Участвующее наблюдение" способность сопереживания, сочувствия
- 3. Конкретно-исторический подход – любое социальное явление необходимо рассматривать в историческом развитии и во взаимной связи с другими социальными явлениями, т.е. в историческом и культурном контексте
- 4. Выбор значимого в явлении – научный факт должен определяться значимым, должен включать в себя оценку ученым его роли в происходящем, интерпретацию социального факта
Инструмент научного социального познания – идеальный тип
Образ идеального типа позволяет:
- - запечатлеть важнейшие, устойчиво повторяющиеся черты субъекта определенной эпохи
- - выйти за рамки имеющейся ситуации и описать типичные характеристики
- - заглянуть в будущее
Таким образом, идеальный тип как инструмент социального анализа:
не является описанием поведения конкретного человека
это персонаж научной картины социального процесса
1. Обыденное знание, т.е. приобретенное в повседневной жизни.
2. Научное социальное познание
Научное знание:
- - осознанное, систематизированное, отвечает правилам научного метода;
- - субъект – профессионально подготовленные люди;
- - объект научного социального знания уже освоен обыденным мышлением
Обыденное знание:
- - не систематизировано, часто даже не осознано, оно может существовать в виде привычки или обычая;
- - субъект – общество в целом