Данная информация актуальна для ЕГЭ по обществознанию 2021
План
- 1. Особенности социального познания
- 2. Основные принципы научного социального познания
- 4.Инструмент научного социального познания
- 4. Виды социальных знаний
Естествознание и обществознание
Естествознание:
- объект - природа
- субъект - общество
Обществознание:
- объект - общество
- cубъект - общество
1. В обществознании субъект и объект познания совпадают, то есть общество познает само себя
- + «изнутри» многое виднее
- - ученый не может быть безразличным к происходящему, поэтому трудно удержаться в объективной позиции, а значит появляется большая доля субъективизма
- Большое значение имеет несовпадение интересов больших социальных групп, государств. Например, «украинская версия» концепции возникновения Древнерусского государства – Рюрик создал Древнеукраинское государство
2. Социальное познание связано со сложностью познаваемого объекта – общества и протекающих в нем процессов
- Существует плюрализм мнений относительно одного и того же явления, факта, понятия. Например, Октябрьская революция – переворот, благо, трагедия народа
3. Ограниченные возможности использования некоторых методов исследования, применяемых естествоиспытателями
- Так методы, как наблюдения и эксперимент в социальных исследованиях могут быть проведены в ограниченных масштабах. Трудно проводить исследование таких явлений, как мотив, намерение и т.п.
Чем должен руководствоваться ученый, чтобы достичь объективности и точности социального познания?
Основные принципы научного социального познания:
- 1. Руководство научными методами – опора на факт, однозначность терминов, объективность научных выводов, доказательность рассуждений
- 2. "Участвующее наблюдение" способность сопереживания, сочувствия
- 3. Конкретно-исторический подход – любое социальное явление необходимо рассматривать в историческом развитии и во взаимной связи с другими социальными явлениями, т.е. в историческом и культурном контексте
- 4. Выбор значимого в явлении – научный факт должен определяться значимым, должен включать в себя оценку ученым его роли в происходящем, интерпретацию социального факта
Инструмент научного социального познания – идеальный тип
Образ идеального типа позволяет:
- - запечатлеть важнейшие, устойчиво повторяющиеся черты субъекта определенной эпохи
- - выйти за рамки имеющейся ситуации и описать типичные характеристики
- - заглянуть в будущее
Таким образом, идеальный тип как инструмент социального анализа:
не является описанием поведения конкретного человека
это персонаж научной картины социального процесса
1. Обыденное знание, т.е. приобретенное в повседневной жизни.
2. Научное социальное познание
Научное знание:
- - осознанное, систематизированное, отвечает правилам научного метода;
- - субъект – профессионально подготовленные люди;
- - объект научного социального знания уже освоен обыденным мышлением
Обыденное знание:
- - не систематизировано, часто даже не осознано, оно может существовать в виде привычки или обычая;
- - субъект – общество в целом