Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала. В этой статье я разберу вопрос: можно ли пассажирским локомотивом тащить грузовой состав, и наоборот: может ли грузовой локомотив использоваться в пассажирском движении.
Как вы скорее всего знаете, локомотивы, помимо рода тяги, подразделяются ещё и по роду службы: пассажирские, грузовые и маневровые. Самые распространённые пассажирские локомотивы - это ЭП2К, ЧС200, ЧС2, ЭП20, ТЭП70, а их грузовые собратья - ВЛ10 и ВЛ80, 2ЭС5К «Ермак», 2ЭС4К и 2ТЭ116. Как вы заметили, написал вперемешку как электровозы, так и тепловозы. А вот маневровыми являются только (за очень редким исключением) тепловозы: ЧМЭ3, ТЭМ2, ТЭМ28 и ТГМ4А.
Перед тем, как ответить на вопрос, можно ли использовать пассажирские локомотивы на грузовом движении и наоборот, давайте немного разберемся, чем по сути отличаются локомотивы разных родов служб. Сравнивать будем на примере современного пассажирского ЭП2К и грузового 2ЭС4К («Дончак»). Оба локомотива работают на постоянном токе.
Грузовые локомотивы
Грузовые локомотивы, как правило, имеют две и более секции. А также отличаются от пассажирских высокими тяговыми характеристиками. В нашем случае, 2ЭС4К имеет мощность 5920 кВт. Конструкционная скорость составляет 120 километров час, а сила тяги длительного (номинального) режима - 391 кН при скорости 53.4 километра в час.
В случае использования такого электровоза в трехсекционном исполнении, мощность повышается до 9000 кВт, а сила тяги до 436.5 кН. Если говорить на автомобильном языке, то грузовые локомотивы работают на более низкой передаче. А ещё торможение и трогание с места у грузового локомотива резкое.
Источник: Новочеркасский завод
Пассажирские локомотивы
Пассажирские локомотивы отличаются от грузовых более высокими динамическими (скоростными) характеристиками. ЭП2К имеет мощность 4320 кВт и конструкционную скорость 160 километров в час. Сила тяги длительного режима составляет 167.4 кН, при скорости 91 километр в час.
Также пассажирские локомотивы оборудуются электро-пневматическими тормозами (ЭПТ). Отличие их от обычных пневматических тормозов заключается в одномоментном срабатывании тормозов по всей длине состава, во избежание рывков. Для достижения этого эффекта, тормозная система управляется электричеством.
Источник: Коломенский завод
Может ли пассажирский локомотив тянуть грузовой состав?
Вообще, делать это запрещено, но иногда случается. Запрет связан с тем, что кузовная рама пассажирского локомотива не предусмотрена для вождения тяжеловесных грузовых поездов.
При изменениях профиля пути происходит набегание, или наоборот, оттяжка вагонов. Это в свою очередь вызывает продольные динамические нагрузки, на которые рама пассажирского локомотива просто не рассчитана.
Ну и для вождения особо тяжелых грузовых составов, тяговой мощности пассажирского локомотива может попросту не хватить.
А наоборот?
А вот водить пассажирские поезда грузовым локомотивом никто не запрещает, вот только зачем? Грузовые локомотивы не обладают должными скоростными характеристиками, чтобы работать на пассажирском движении.
Также для использования грузового локомотива на пассажирском движении, он должен быть оборудован электро-пневматическими тормозами.
Ну а ещё у грузовых локомотивов нет оборудования для снабжения напряжением отопительных систем вагонов.
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
Читать далее:
• РЖД очередной раз пробили дно, предложив размещать на вокзалах.. ..Фитнес-центры!
• Раз и навсегда разберемся, в чем же различие между ПОЕЗДОМ и СОСТАВОМ.
• Сколько зарабатывают торговцы в электричках? Бывалый продавец поведал о своей работе.