В 1931 г. в Новосибирске начали строить завод горного оборудования, но в 1936 г. его перепрофилировали в авиационный, в 1937 г. начался выпуск И-16. Потом с появлением истребителей новых типов самолеты старых типов снимают с производства.
Изначально завод № 153 имени Чкалова, был нацелен на выпуск истребителей ЛаГГ-3, потом ему поручили выпускать параллельно новый истребитель Як-7. В ноябре - декабре этот новосибирский завод должен был выпустить 20 истребителей и довести их выпуск к апрелю 1942 г. до 6 самолетов в сутки. Программа выпуска ЛаГГов в IV квартале 1941 г. увеличивалась до 383 машин, к концу декабря должны были выпускаться 7 машин в сутки. Потом за счет ЛаГГов приказали нарастить выпуск Яков до 100 штук в 1941 г. Заводу № 301 поставили задачу прекратить выпуск Як-7 в учебном варианте и выпускать только боевые.
Есть точка зрения согласно которой Яковлев пользовался своим служебным положением и поэтому пропихнул самолет в серию. Но на том же новосибирском заводе сначала был приказ выпускать И-30 (Як-3) или И-26 улучшенная, но потом в 1941 г. должен был выпускаться И-301 (ЛаГГ-3).
Возможно это было связано с тем, что И-26 улучшенный с дальностью 1 100 км при 0,9 максимальной скорости с разъемным крылом на дату решения о выпуске не существовал даже в проекте, тем более, что на него хотели поставить недоведенный двигатель М-107. Развертывание производства на 5 заводах И-301 связано с тем, что самолет показал требуемую дальность в 1 000 км.
Эвакуация усилила промышленность Новосибирска, в июле 1941 г. на завод № 153 прибыли эшелоны с оборудованием киевского завода № 43, один из старейших работников предприятия Балтакс вспоминал, что немцы пытались разбомбить эшелон и преследовали его до Пензенской области. К сентябрю включили в состав завода Чкалова еще два ленинградских завода № 388 и 23. Прибыло с тремя заводами 1 496 станков и 12 860 человек, в том числе больше 5 000 рабочих и служащих. Руководство не смогло быстро ввести в производство дополнительные ресурсы, потому что сам новосибирский завод только строился сам.
В сентябре 1941 г. трудности роста во внимание не приняли и сняли с должности директора завода № 153 Маланьина (он потом возглавит карбюраторный завод № 33 в Перми, тогда Молотов), его сменил московский назначенец П. С. Романов.
Всего из 139 авиазаводов эвакуировались 118. Поэтому и решили усилить 153-й завод этими тремя предприятиями и освоить в короткие сроки выпуск ЛаГГ-3 и "Яков".
Завод № 301 только начавший выпускать новые самолеты, стали готовить к эвакуации. В сентябре и октябре 1941 г. было выпущено 52 Як-7, 10 октября начался демонтаж и погрузка оборудования, 11 октября в Новосибирск поехал первый эшелон. Благодаря военной приемке под руководством военинженера 3 ранга Федосеева удалось собрать еще 12 машин, к 23 уже имевшимся на аэродроме.
16 октября весь завод, за исключением рембазы, полностью эвакуировали. Оставшиеся неоформленными 20 самолетов Як-7 в дополнение к 15 уже оформленным были проверены гонкой моторов на земле и они были отправлены до 1 ноября в действующие части.
Прибывшие в Новосибирск 446 единиц оборудования и 2 474 рабочих влились в завод № 153 и начали производить боевые самолеты. С завода № 115 прибыло 14 единиц оборудования и 251 рабочий. Постановлениями ГКО заводу было приказано выпускать самолеты с 21 ноября и выпустить до конца месяца 10 Як-1 (в варианте Як-7). К концу декабря должны были быть выпущены 32 самолета.
Помимо вышеперечисленных заводов в Новосибирск переместили ОКБ Яковлева, завод № 51 и ОКБ Поликарпова, КБ Гудкова, Летно-испытательный институт НКАП, Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) и Научно-исследовательский институт авиационной технологии. 30 октября 1941 г. главный конструктор и замнаркома авиапрома Яковлев прибыл на завод № 153 и увидел безрадостную картину.
Завод был забит недоделанными самолетами, в последние месяцы самолеты не сдавались совсем. Директор и главный инженер были растеряны, чувствовалась их явная беспомощность.
Несколько дней Яковлев ходил по заводу беседовал с рабочими, мастерами и начальниками цехов. Потом созвали первое совещание руководящих работников, вместе с начальниками цехов.
Причиной задержек производства был низкий уровень технологической подготовки производства. К примеру в цехе окончательной сборки самолеты собирались на стапелях, бригада, которая проводила все операции кочевала от стапеля к стапелю. Такое же положение было и в других цехах. Малейшие задержки и неполадки на стапелях потом вырастали в большой снежный ком с которым справиться уже было нельзя.
На стапелях стояли несколько десятков самолетов, у какого-то не было элеронов, у другого - пулемета, у третьего - масляных радиаторов и т. п.
Нужна была поточная сборка, тогда при общей нехватке приборов, радиаторов и всего прочего какое-то количество самолетов выходило.
К тому же самолеты находившиеся к выходу из цеха сборкой задерживались, а опережали их находившиеся в отдаленных стапелях.
Начали вывозить самолеты на аэродром в надежде их доукомплектовать и ли устранить недоделки. В результате на аэродроме скопилось несколько десятков машин, на шасси стояли готовые фюзеляжи, а на земле лежали недоконченные крылья.
Дождались зимы, самолеты и из их детали покрылись метровым слоем снега. Крылья и мелкие детали самолетов потом искали щупами, нашли не все и многое обнаружили весной 1942 г., когда сошел снег.
Яковлев на расчистку завода дал двое суток, справились за такой срок договорившись с областным военным комиссариатом привлечь мобилизованных и ожидавших отправки на службу.
Завод начал ритмичную работу по отправке на фронт истребителей ЛаГГ-3 и выпуск истребителей Як-1 по типу Як-7. Сборка Як-7 началась из задела, прибывшего вместе с заводом № 301.
В декабре 1941 г. в армию отправили всего 600 самолетов - минимум авиавыпуска за всю войну. Большая часть из этого числа - это выпуск заводов № 292 в Саратове и № 21 в Горьком, которые не эвакуировались.
В это время снимается с производства ЛаГГ-3, так как на производство самолета уходило больше нормочасов, чем на Як-7. ЛаГГи были в 1,5 раза дороже Як-7. К тому же ЛаГГ уступал по летным и эксплуатационным качествам Як-7.
С начала внедрения истребителей Як-7 на заводе № 153 развернули работы по совершенствованию самолета. Зимой 1941 - 1942 гг. сделали Як-7 с М-82, улучшенный боевой Як-7А, Як-7Б с пушкой ШВАК и двумя синхронными 12,7-мм пулеметами, Як-7Т с 37-мм пушкой и двумя 12,7-мм синхронными пулеметами, невооруженный с неубирающимся шасси Як-7В. Як-7А начали выпускать в марте, Як-7Б в мае, в августе выпустили 22 Як-7Т.
Ввели систему премирования, за каждый сданный готовым к бою истребитель в течение суток бригады премировались 300 рублями, в течение двух суток - 200 рублями. Летчики-испытатели за каждый сданный самолет получали дополнительно 100 рублей. Столько же давали начальникам летно-испытательных станций и вспомогательному персоналу.
Организовали систему перевозку самолетов в Европейскую часть страны, время в пути не превышало 7 суток, на погрузку 10 машин тратилось не больше 36 часов с момента прибытия эшелона.
Дл улучшения питания работников строили подсобные хозяйства, создали артели рыбаков и охотников для заготовки рыбы и дичи. Хлебопекарни завода выпекали до 60 тонн хлеба в сутки, 10 заводских столовых на 3 660 посадочных мест ежедневно выдавали 33 242 обеда, "200-процентники" и сверхурочники получали двойной обед.
Причем 70 % рабочих были женщины и подростки.
Ежемесячно задание росло, тем не менее отдельные рабочие, бригады и цеха по личной инициативе выполняли и перевыполняли производственный план. Помимо "стахановцев", которые многократно перекрывали нормы производства за счет наивысшей производительности труда и наилучшего использования техники, были двухсотники, трехсотники и тысячники, которые перевыполняли план.
Трудовые коллективы заводов № 18 Куйбышева и № 26 Уфы выступили с предложением развернуть Всесоюзное социалистическое соревнование в авиапромышленности за перевыполнение государственных планов по выпуску самолетов. 13 мая 1942 г. постановлением ГКО № 1743 были утверждены условия соцсоревнования. За первое место вручалось переходящее Красное Знамя ГКО и перечислялась 1 000 рублей для премирования отличившихся работников. За второе место давали 600, за третье - 300.
В первый месяц завод № 153 занял одно из третьих мест, к августу переместился на второе, а в октябре коллектив получил переходящее Красное Знамя и удерживал его до конца войны. В 1946 г. завод получил Знамя на вечное хранение.
02 июля 1945 года — завод им. В. П. Чкалова награждён орденом Ленина «за образцовое и своевременное выполнение заданий правительства по производству самолетов-истребителей в годы войны».
В 1945 году на заводе действовало 27 поточных линий на производстве Як-9 и конвейер окончательной сборки.
В годы Великой Отечественной войны завод выпускал каждый третий истребитель "Як". В 1945 г. завод производил 20 машин в день, максимально в годы войны выпускалось 33 истребителя в день.
Спасибо за прочтение.