Дети с особенностями здоровья редко обучаются вместе со всеми. У их совместных со сверстниками занятий много плюсов, но есть и проблемы, с которыми неизбежно сталкиваются те, кто пытается такую учебную систему воплощать в реальности.
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой в общую образовательную систему включены все дети, независимо от их физических и психических особенностей. Если говорить проще, то люди с особенностями здоровья обучаются вместе со своими сверстниками, а не в специально созданной группе.
Инклюзия на международном уровне признана универсальным правом человека. Процесс включения в общую деятельность, несомненно, важен для каждого члена общества. Сегодня инклюзивное образование развивается все активнее. Однако, на данном этапе своего развития, такая форма организации образования имеет не только плюсы, но и некоторые минусы.
Рассмотрим их.
Аргументы «за»:
1. Равенство
Дети с особенностями здоровья включены в процесс образования наравне с остальными. Как для них самих, так и для их родителей это несомненный плюс. Обучение происходит по месту жительства, нет необходимости добираться в специализированную школу на другой конец города. Более того, дети находятся в прямом контакте со сверстниками, и процесс социализации происходит именно тогда, когда должен происходить. По статистике, дети с инвалидностью, которые обучаются вместе с другими детьми, имеют более развитые коммуникативные навыки, чем их сверстники из специализированных групп.
2. Индивидуальность
Образовательный процесс становится более инновационным и разнообразным. А, значит, более гибким и комфортным для всех его участников. В основе инклюзивной образовательной системы лежит принцип индивидуальности — все дети являются индивидуумами с различными потребностями в обучении. Акцент делается на том, чтобы развивать сильные стороны участников процесса, и не корить их за неудачи.
3. Эмпатия
Инклюзивное образование способствует развитию у детей эмпатии и толерантности. В обществе, в котором «особенные» дети существуют в равных условиях с другими, значительно снижается возможность развития дискриминации. Дети без «особенностей», обучающиеся в инклюзивных школах, имеют больше знаний об «ограниченных возможностях», а значит, у них формируется правильный взгляд на человеческие отношения, равноправие и взаимопомощь. Их уровень коммуникации также значительно выше, чем у сверстников, обучающихся в традиционных школах.
Аргументы «против»:
1. Квалификация персонала
Недостаточный уровень квалификации персонала. На данный момент, существует не так много специально обученных преподавателей и воспитателей, которые могли бы вести обучение в инклюзивных школах. Помимо недостатка квалификации, существуют и психологические проблемы со стороны персонала — люди боятся не справиться с задачей и потерять работу, боятся ответственности. Это может вылиться в снисхождение к «особенным» детям, необъективную оценку знаний.
2. Учебный план
Современный государственный учебный план пока что не адаптирован для инклюзивного образования. Программа обучения требует доработки и изменений в сторону развития индивидуальности.
3. Слабая материально-техническая база
Для внедрения инклюзии во многих школах отсутствует необходимая материально-техническая база. Для большинства «особенных» детей требуются технические и программные средства. Для детей с сенсорными нарушениями необходимо преобразование информации в доступный для восприятия формат. Так, для детей с нарушением слуха нужны зрительные дидактические средства, а для детей с проблемами зрения — слуховые дидактические средства.
Ранее +1Платформа рассказывала про плюсы и минусы онлайн-образования.
Автор: Проект +1
Фото: iStock
Больше об экологии и устойчивом развитии читайте на +1Платформе
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить полезные материалы!